Сибирские огни, 1964, № 9

ту •— свою любимую траву и доедают последний мох. Чем они будут питаться дальше? Вот почему я так громко пою и жду, что добрый Ам а к а когда-нибудь услышит меня и наградит эвенков землей. Выслушал человека мамонт, тряхнул головой и сказал: — Не думай ни о чем, малыш! Не успеют твои олени потерять и каплю нагулянного жира, а весенние цветы по-настоящему распуститься, как поднимется перед тобой и обсохнет земля, богатая и мхами, и хивоктой. И Сэли ушел. Ушел туда, где за узким проливом желтой полоской тянулись пески, а на песках лежал, свернувшись сизыми кольцами, огромный змей Чжябдар . Услышав тяжелую поступь мамонта, Чж я б д а р очнулся от спячки и поднял плосколобую голову. — Слушай, Чжябдар ! — обратился к змею мамонт. — Будет тебе в алять ся на песке. Пойдем со мной! — А что же мне больше делать, как не л еж а т ь ?—отозвался змей.— Солнце светит мне т а к же, ка к и тебе, и я могу греться сколько хочу. И если тучи иногда пытаются заслонить солнце, т ак я этого не боюсь. Песок всегда горяч, Сэли, и я отсюда никуда не пойду. Змей был настолько ленив, что, не успев д аж е закончить речь, опу­ стил голову на свои тугие кольца и закрыл глаза. Однако Сэли не думал отступаться от Чж ябдара . Он стал говорить дальше: — Человеку, Чж ябдар , нужна новая земля: старой земли ему со-' всем мало. У меня есть сила, у тебя гибкость. Д а в а й осушим землю, освободим ее от воды, и тогда вечно будут люди славить нас с тобой в своей песне. Долго говорил Сэли-мамонт, и так хорошо говорил, что не стал Чж я б д а р больше спорить с ним, а развернулся во всю свою длину, встал на хвост и молнией скользнул по горячим пескам. И сейчас же пополз вслед з а мамонтом на Север. Сэли шел не уставая и не останавливаясь. Н а ходу всаживал свои могучие бивни в лоскутья суши и морское дно и разрывал их, отбра­ сы в ая в стороны землю и камни, нагромождая утесы и волнистые цепи гор, крутоголовые сопки. Не уставая, не останавливаясь, полз за ним и Чж яб д а р , приминая развороченную мамонтом землю и оставляя за собой глубокий извилистый след. Так и шли они все д альш е и дальше на Север. А за ними по глубо­ кому следу стремительно неслась вода, обн аж а я вокруг ту землю, по которой изнывал человек. И вот уже вода поглотила тех, кто прокладывал ей извилистый путь: сначала Чж ябдара , а потом и Сэли...». Вот что рассказывает старинное предание о том, как появилась земля и заросла смолистой тайгой, распушилась травами и окуталась мхами, о том, как опоясалась она реками, засинела горными далями, закурила сь туманами. Спокойно л ежат на дне Ледовитого океана Сэли и Чжябдар . Песня о них живет и сейчас. С этой песней эвенкийский народ, словно листва, сорванная осенним ветром, разбрелся по всей бескрайней тундре, по т аежным чащобам, повсюду раскинул свои становища, разжег вокруг чумов костры-дымокуры. Есть где пастись оленьим стадам, есть где ко­ чевать — аргишить эвенкам, чтобы сыты были и сами они и их быстро­ ногие олени. Если верить древним преданьям, то и многоводная, богатая всякой рыбой река Кимчу — тоже след могучего змея Чж ябдара . Только вьется

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2