Сибирские огни, 1964, № 9

стерн водою, и у г о л крена, и способы у к л а д к и леса на палубе, и многое другое. Потом оказалось, ч т о модель слишком т я ж е л а и не выдержана в м асш табе. При­ шлось срочно д е л а т ь вторую баржонку. Стоял ноябрь. И р тыш был затянут л ь д ом . Луковицкий выдолбил под кормой своего лесовоза м ай н у , спустил туда м о д ель и, волнуясь, ожидал: р азгр у зи тся или не разгрузится? С р або тает или не ср аб о тает крохотная баржонка, плавающая в черном студеном к в а д р а т е майны? Модель сработала. Неоднократные опыты сно­ ва и снова подтвердили правильность р ас ч е то в . Но это было тол ько начало. Из М ини стерства чертежи и р а с ч е ты Луковиц- кого переслали в Новосибирск, в управление Главвосток. Оттуда изобретателю сообщили, что л е с о в о з не выдержит такой вы сокой динамической н агр у зк и , что на реках Сибири нет т а к и х глубин для р а з гр у зк и кренованием и многое другое. Идея изобретения п р и зн а в ал а сь неприемлемой. Что и говорить, от такого заключения можно было прийти в уны ни е и даже совсем сдать, о ст ав и т ь свое дело. Но ш к и п е р Луковицкий не сд ал . «В едь это же для всех. Ведь это миллионы рублей экон омии для государства! К а к ж е я отступ­ люсь»,— думал он. И это «для в с ех » и «для государства» помогло выстоять. В труд ны е дни он не был одинок, к н ем у протянулись д р уж ес ки е руки: инженеры конструкторского бюро Иртышского пароходства, научно-техническое общество водного транспорта, научные работники лаборатории гидравлики Омского сельскохозяйственного .ин­ ститута поддержали изобретателя. Л уковицкий продолжал испы тание модели, со­ вершенствовал ее. И вот, наконец , настал день, когда н а Тюменском судостроительном заводе начали строить п ер вы й экспериментальный лесовоз-самосвал. А л ек сан д р Нико­ лаевич поехал в Тюмень. И тут он снова ощ у ти л дружескую руку: судостроители тоже поддержали его , внесли свои поправки , дополнения в проект будущего суд­ на, упростили, у д еш ев и ли строительство. Я видела в р аб о те этот лесовоз — д е т ищ е иртышского ш кипера и тюменских судостроителей. Удивительное э то зрелище. Шкипер о ткры вает в трюме к л и н к еты цистерн, расположенных в д о л ь одного борта, д л я забор тной воды, и судно, нагруженное громадными ш таб елям и леса, начинает к р ен и ть ся . Натягиваются якорны е цепи, швартовый трос. А кр ен все больше и б о л ьш е. Вот уже палуба п о л ую та коснулась воды и штабеля л е с а с шумом соскользнули в реку, в гавань, взды б и в сверкаю­ щий каскад брызг. А тем часом освободившееся от г р у з а судно выравнивается и спокойно так, будто ничего и н е произошло, мерно п о к ач и в ае тся на воде. За семь минут самосвал сгружает дв е ты сяч и тонн древесины. А если бы раз­ грузка этого леса с п алубы проводилась обы чным способом, семид есяти пяти груз­ чикам пришлось бы работать целый день. Все это вспомнилось мне, когда мы с т о я л и на палубе строящ егося лесовоза- самосвала и г л авны й строитель судов з а в о д а П етр Васильевич Щ а ст ны й говорил своим ровным голосом : — Наши саморазгружающиеся л ес о в о зы плавают сейчас н а И ртыш е, Оби, Енисее. Заинтересовались этими судами в К ан ад е, Норвегии. Но вот р азго в ор заш ел о проектах буд ущ и х судов, о зак азчи к ах , и ровный учительский тон п р о п ал . Голос Петра В а си л ь еви ч а стал жестким, д а ж е злым. — Да, у нас больш ие претензии к гл авн ом у заказчику — М инистерству реч­ ного флота. И вот эти претен зии : плохо, очень п л о х о (Петр Васильевич с к а з а л — неудов­ летворительно) о тр або тан а система проектов и заказов в Министерстве речного флота. Центральное проектно-конструкторское бюро этого М инистерства имеет свыше тысячи п ро ек то в судов для заказов, а надо бы это количество уменьшить, по крайней мере, в д е ся ть раз. Было бы у д о б н ее и для судостроителей и для самих эксплуатадионников-речников. Тут нужна стро гая унификация. Тюменский за

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2