Сибирские огни, 1964, № 9

Крановщица Лидия О рлова — невысокая, миловидная женщина, отнюдь не богатырской стати, гигантской рукой своего портального кр ан а доставляет н а с т а ­ пель сваренны е, собранные секци и судна — бортов, п алубы , днища. Не прош ло и часа, к а к она стала за пульт управления, а на клети ст ап е л я уже легли днищ евы е секции цилиндрической части баржи, и судосборщики взя ли с ь за стыковку. О тсю ­ да н ач и н ае тс я стапельный поток. С у д а на стапелях стоят, к а к на высоких тумбах-ногах, выдвинув вперед ту ­ пые кормы . На участке четыре стапеля. На первом — собираются нефтеналивные танкеры . На втором и третьем рождаются лесовозы, ч етв ер ты й несет сухогрузные теплоходы . В потоке на первой позиции формируется корпус судна. Потом его на с а л а з ­ ках л еб едками передвигают н а вторую, третью позиции , «начиняют» м ех ан и з­ мами, проводят правку, покраску. С позиции на позицию с у д а шагают к реке. У самого берега стоят уже почти готовые теплоходы. Им один ш аг со стапелей по спусковой дорожке на воду. Здесь •—- окончательная доделка, сдача инспектору реги стр а. В ели чава эта поступь судов к реке, величава и романтична. И невольно всп о ­ минаю тся слова, услышанные в ч е р а в цехах завода: «Чувствуете, здесь рож д аю т­ ся су д а...» * X * ...М ы стоим на палубе савдоразгружающегося л есово за. — Наш — сибирский,— пристукнул по палубе ногой Петр Васильевич.— О т мозга — замысла изобретателя — до костей, сработанных нашим заводом. П е р ­ вый в стран е саморазгружающийся лесовоз. • — Уж это точно — наш — сибирский, — на хо ду блеснул яркими цы ган и ­ стыми глазами , крупным полнозубым ртом бригадир судосборщиков Дмитрий Ры кованов. Он спешил на тр ети й стапель. — Луковицкого Александра Н и кол ае­ вича зн аете? К то же у нас в бассейне не слыхал о шкипере Иртыш ского пароходства Л у- ковицком •— изобретателе системы саморазгрузки л есо во за? — Просто, талантливо и сотни тысяч, миллионы рубл ей экономии, вот что о значает эта система, этот сам о свал , впервые родившийся на берегу Туры.— к а к бы поды тожил Петр Васильевич,— Целая революция р азгр у зк и леса. Об этой революции я слы ш а л а уже неоднократно. В едь как получалось: р е ч ­ ники стар али сь увеличить скоро сть движения караванов, выиграть время, вы и г ­ рать ч асы , минуты. А придут су д а на рейд, начнется р а згр у зк а — и вся вы и гр ан ­ ная, н ет, не выигранная, а д о бы та я большим трудом, экономия во времени ш л а насмарку, на нет. Сутками про стаивали караваны с л есом под разгрузкой. Трудно рассказать о том, к а к рождается изобретение. Это, наверное, как п е с ­ ня, м у зы к а. И сейчас мне припомнилось — Луковицкий рассказывал о таком с л у ­ чае: у берега Иртыша стояла б а рж а с лесрм и терп еливо ожидала р азгру зки . Вдруг он а пришла в движение, н ач ал а крениться и сброси л а штабели бревен в во­ ду. Освободившись от груза, судно выпрямилось и преспокойно стало на м есто. Р азум еется, оно могло тогда п еревернуться вверх днищем. — Вот так чудо, сознательная баржа — саморазгрузилась,— посмеялись то г­ да речники . О бъяснилось это чудо просто. Оказалось, в деревянном корпусе судна бы л а пробоина, в трюм натекла вода, «сознательная баржа» п о те р ял а равновесие, р е з к о н акренилась и сбросила груз. М ож ет быть, после этого аварийного случая родился первый замысел со зд а ть лесовоз-самосвал? Начались годы трудных поисков, расч ето в, раздумий, о горч е­ ний и радостей . Годы большого напряженного труда. А л ек сан др Николаевич Луковицкий построил небольш ую модель лесовоза и проводил опыты, экспериментировал. Тут было все: и загру зк а балластных ци

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2