Сибирские огни, 1964, № 9

чертежа очер тани я будущего судна в натуральную величину. У судостроителей это называется разбивкой корпуса н а п л а зе . Старейший плазовщ ик завода П етр Афанасьевич Игошин с к а з а л мне: — У нас в р о д е закройной, а мы р азм етчи ки , как бы закройщ и ки , выкройку речному кораблю готовим. Я видела, к а к он стоял у своего р аб о ч е го места и размечал н а плазе линии днища танкера. К а ко е у него было вдохновенное лицо, у этого немолодого и, оче­ видно, уже у том л енно го своими долгими годами человека. Не п ро сто сосредоточен­ ное, внимательное, а именно вдохновенное, одухотворенное. Т а к и е лица обычно бывают у худож ни ко в , музыкантов, п и с а те л е й в часы высокого душевного подъ­ ема, в часы тв о р ч е ств а, когда «работа и д е т» . Тридцать л е т проработал Петр А ф ан а сь ев и ч на заводе, а его все не покидает молодая взволнованность, влюбленность в свою работу. — Поверите, каждый раз, начиная разм етку нового судна, волнуюсь... слов­ но сына в д а л е к и й путь готовлю. От н аш ей разметочной, от п л а з а начинает свое рождение речной корабль. Чувствуете? — доверительно спросил Петр Афанась­ евич и, смущенный своей неожиданной д л я него самого откровенностью , скептиче­ ски улыбнулся.— Сантименты, ск аж е т е ? Или, как еще г о в о р я т ныне,— ро­ мантика?! Что.ж, м ож е т , и сантименты и р ом ан ти к а. Но очень нужные в каждом деле. Из плаза р аб о чи е чертежи и ш абл оны идут в корпусный ц ех . Там чертежи воплощаются в с т а л ь — так сказал мой вчерашний спутник по за в о д у старший мастер Федор А л ек сееви ч Загулин. И я видела это воплощение. Р а зм е т ч и к корпусногс цеха н ан о си т по шаблону на стальной л и ст контуры будущей д е т а л и сначала острой м еталлич еской чертил­ кой, потом н аб и в а ет керном. «Верх», « н и з» , «корма», «нос» — указы ваю т лако­ ничные надписи н а листах. Мостовой к р а н подхватывает своими крючьями такие расчерченные с т ал ь ны е листы и п ер е д а ет на участок обработки. Вот здесь-то и начинается н ас то ящ и й «раскрой». Г а зо р е зч и к и своими аппаратами режут сталь, кроят из нее ч а с т и , детали будущих с у х о гр у зны х и пассажирских теплоходов, тан­ керов, барж. На сборочно-сварочный участок м о сто вы е краны несут у ж е заготовки днищ, палуб, бортов. М астер а своего дела соб и р аю т конструкции к о р п у с а судна, секции соединяют, св ари в аю т их швами. Старые р аб о ч и е помнят, как к л еп ал и части корпуса закл еп к ам и . Держали на весу тридцатикилограммовый аппарат д л я сверления дыр и тяж ел ен ны й клепаль­ ный грохочущий пневматический м олоток. Адова работа! На н е е ш ли самые здо­ ровенные парни и частенько сдавали, становились «глухарями» и «легочника­ ми» — грохот о гл уш а л , дым горнов д л я подогревания заклепок р а зъ е д а л легкие, вызывал часты е воспаления. Глухота и легочны е болезни сч и та л и с ь профессио­ нальными у к леп альщ иков. Я видела в ч е р а , как работала в корпу сном цехе бригада сварщиц-полуавто- матчиц Антонины Плехановой. Легко у п р а в л я я держателями св о и х сварочных по­ луавтоматов, д е в уш к и в ярких веселых косы нк ах сваривали п а л у б у левого борта теплохода. На с ты к между настилом и угольником ложился ро вны й сизоватый ды­ мящийся шов, с в я зы в а л части в готовую секцию. Дуга горит под слоем флюса, к о торы й , расплавляясь, п р ед о х р ан я ет металл от вредного во зд ей с тви я кислорода и а з о т а воздуха, легирует его . Ш ов получает­ ся прочным и, к а к говорят специалисты, «свободным от всево зм ож ны х вклю­ чений». Сварщицы з а д в а часа выполняют т а к о й объем работы, что п ри ручной свар­ ке хватило бы н а целую смену, а то и бол ьш е. От этих молодых и веселых работ­ ниц я снова у слы ш а л а: «Чувствуете, о т эти х секций начинает ж и т ь теплоход?!». На стапельную сборку идут сейчас к р уп ны е секции, корпус с у д н а собирается, или, как тут го в о р я т, формируется, к а к в современном домостроении здание из крупных блоков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2