Сибирские огни, 1964, № 9

-— Ребята, слышали: недород какой-то. Что это? — Ну, то же самое, что неурожай. —• А что такое неурож ай?.. Сейчас мы еще знаем, что такое неурожай. Но мы знаем уже, и что та к о е урож ай . И скоро по праву к фасадам химических корпусов можно будет п ри в а­ р и в а ть отлитые из золота сл о в а поэта: Л ейся по селам из области в область Слов горящая лава: У рож ай — сила, урожай — доблесть, У рож ай увеличившим с л а в а ! А мало ли людей, ко то ры е достойны славы у ж е сегодня! И среди н и х — теп ер ь мы с Качиным не сомневались в этом — и см ен а Виктора Свечникова. Т олько я лично воздал бы им должное не за те три самоотверженных часа, когд а, н есмотря ни на что, не был остановлен цех, а за побежденную обыденность. П ока Свечников ходил в штаб дружины вы зв о л я ть Володю Дубового, цех вош ел в обычный свой ритм , и обычная тишина и обычная видимая бесхлопот- ность воцарились на всех у ч а ст к а х технологической линии, где газ — незримы й и неосязаемы й — превращался в горячие белоснежные гранулы. Процесс этого п р ев р ащ ени я был скрыт от г л а з, взору доступны бы ли только трубы, баки, вен ­ тили, манометры, и все д е л ал о с ь как бы само собой, к а к бы без участия ч ел о век а. Трубы , баки, вентили, м аном етры —- и при них бесш умны е люди в х ал а тах . При них?.. Знакомый инженер, ездивш ий в Америку на международную конференцию по напряженному железобетону, рассказал, как в п ер еры ве между заседаниями х о зя е в а демонстрировали участникам конференции свои достижения в п рои звод ­ стве железобетонных конструкций. Среди экспонатов обращ ала на себя вним ание тон к ая пластина. Концы ее покоились на двух опорах, а от опоры к опоре врем ;, от времени пробегала молодая женщина. Железобетонная пластина плавно п р у ­ ж ини л а под женскими ножками. С точки зрения техники пружинящий железобетон был неоспоримым д о с т и ­ ж ением , но зрителей шокировал вид женщины: она п орх ал а по пластине в чем , как говорится, мама родила. :— Зачем это? — спросил один из участников конференции. Американский гид, совсем не разделявший, к а к видно, смущения го стей , помял зубами жевательную р езин ку , спросил в свою очередь: — Вы о мисс? И получив подтверждение, ответил: — Так это же часть экспоната... «Ч а сть экспоната» — к а к это страшно и к ак , вместе, закономерно: там , у них, где властвует доллар, человек — ПРИ вещи. А здесь, у нас? Что, эти бесшумные люди в х а л а т а х — ПРИ трубках, б ак ах , вен тилях, манометрах? Нет — НАД ними. И вся эффектность их труда, вся поэзия его — в этой вот тиш ине, в этой видимой бесхлопотности, за которой — вы сочайш ая культура производства, за которой — постоянное огромное н а п р я ­ жение и постоянная огромная ответственность, за ко торой — чрезвычайная то ч ­ ность и чрезвычайная внимательность, ибо чуть ошибся — и тонны белоснежных гранул будут названы уже не удобрением, а мусором. М усором , потому что в се л и тр е должно быть строго определенное количество всех компонентов, строжайшая пропорция. Чуть ош ибся, допустил превышение одной составной части над д р у гой — брак, ОТК уж е не примет такой про д у к т, вывози его на свалку, мости им дороги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2