Сибирские огни, 1964, № 9
твор селитры — опять же по трубам — идет на выпарку: с н а ч а л а — на третий и четвертый э т аж и , а потом — на баш ню , н а выпарную станцию третьей ступени. С башни — э т о десять этажей вы со ты — раствор сбрасывается через систему специальных ворон ок вниз и пр евр ащ ается в гранулы... Если интересуетесь, мож но взглйнуть. Он провел н ас в башню — на п ер вы й из десяти ее этажей. Центр к р у г а , образованного стен ам и башни, занимала о гр ом н ая металличе ская воронка — раструб скрывался в потолке, где для него бы ло вырезано от верстие м етров пяти в диаметре, а у з к а я горловина повисла почти над самым полом. Под горловиной медленно с к о л ь з и л а черной неглубокой канавкой ленга транспортера, н а нее непрерывно сы п а л и с ь крупинки селитры . Увы, это бы л никакой не водопад — белый сухой р у ч е ек стекал из ворон ки на черную л ен ту и, подхваченный ею, исчезал в слабо освещенном жерле кирпичного коридора-хобота. Я по тян у л ся к ручейку — за ч е р п н у т ь горсточку гр ан ул , но Адаев преду предил: — О сторожно: на выходе сели тр а ещ е совсем горячая. Мы вош ли вслед за транспортером в жерло коридора-хобота. Цементный пол, начинаясь у сам о го основания башни, что называется, на н у л ев ой отметке, затем постепенно, буд то в театре, поднимался. В конце под коридором уже см о гло уместиться совсем в р о д е небольшое, но все же д в у х этаж н о е зданьице, в к о тором расквартировались отделение упаковки (верхний этаж ) и склад. Над уп аковочным отделением бы л врезан в пол к о р и до р а металлический раструб бу н к ер а. Транспортер здесь кончался, и б елы й ручеек, который все это время стру ился, не о тс т а в а я , рядом с нами, с о с к а л ь зы в а л в раструб и и с ч е з а л в его черной глубине. Я о гл ян у л ся на транспортер, н а белы й ручеек, начало которого скрывали своды коридора-хобота. Ручеек ж и зн и , способный сд ел ать землю матерью-героиней: на каждый цент нер аммиачной селитры — пять с половиной центнеров приб авки урожая пшени цы с гектара. Мне п р ед стави л ся транспортер н а экране: вместо ручейка селитры на ленте плыли булки, окорока, колбасы, б у ты л ки с молоком, масло... — Ну вот, ещ е один броский к а д р можно сделать, — резюмировал Качин, будто прочитав мои мысли. — Дать на транспортере наплывом разную снедь. Но это ж — оп ять-таки украшение, или, в лучш ем случае, гарнир. А где само блюдо? — Ты т а к говоришь, будто мы у ж е все посмотрели. Однако А д а ев у и в самом деле у ж е больше нечего было, по существу, нам по казать. Под бун к ером , в черную глубину которого соскальзывал с транспортера белый ручеек, помещались автоматические весы. Дежурный весовщ ик подставлял под горловину бункера трехслойный бум ажный мешок, до затор отмеривал нужное количество се л и тры , и мешок с п л ощ ад ки весов переходил в руки зашивщицы. Включалась электрическая швейная м аш ин а, толстая нитка стискивала белыми зубами кромку .мешка, и девушка с т а л к и в а л а мешок в люк с к л а д а . Складом и заканчивалась техноло гич еская линия производства селитры. — Вот и все, — сказал А даев. — Весь процесс. Так с к а за т ь , точка. — И добавил ш у тли во : — Впрочем,' к о гд а см ена перевыполняет зад ани е, ставим не точку, а восклицательный знак. — А мы что поставим, товарищ сценарист? — повернул ся ко мне опера тор.— Вопросительный знак? И за к лю ч и л с искренним огорчением : — Говорю же — химия: трам ваи падают, а на экран д а т ь нечего. Значит; никакого фильма?..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2