Сибирские огни, 1964, № 8
Ругаясь, он деловито ходил вокруг машины, пинал скаты, ощупывал разбитую фару, ковырялся в двигателе. Кое-что из его длинной тирады можно было понять. А именно: что выехали они три часа н а з а д четыр надцатью машинами , но что с последней сопки он видел только десять. Вероятно, он был неплохим шофером. Д аж е н ав ерняка он был от личный шофер, потому что первым прошел ночью труднейшую шестиде сятикилометровую трассу. Но в эти несколько минут Русин возненавидел его — за то, что не мог найти в себе решимости подойти и прервать его излияния: ведь вокруг стояли женщины. Наконец, шофер выговорился, достал из кабины сверток и пошел к костру обедать. Н а чал а с ь погрузка. Двенадцать женщин , ст алкиваясь лопа т ами и мешая друг другу, принялись за работу. Смерзшиеся комья фосфорит ной глины з а громыхали по железному кузову самосвала. Погрузка шл а медленно. Русину было неловко стоять без д ел а , и он тоже взялся за лопату. Подошел шофер с бутылкой кефира в руках, посмотрел на бестолко во копошащихся женщин и сказал : — Эх, и работнички мне достались, едреня феня! Д о самого утра не погрузишься.— Отпил прямо из бутылки, прожевал хлеб и вдруг з а к р и ч а л :— Чего вы, т ак вашу разэдак, всем скопом топчетесь?! Нет, что бы разделиться пополам да посменки работать! Кто бригадир , куда он глядит? — В самом деле, товарищи,— с к а зал Русин, тяж ело дыш а ,— д а в а й те разделимся на две группы, сподручнее будет. Он отобрал шестерых, и они присели у костра отдохнуть. — Эй, бабы! — снова крикнул шофер.— Вы смотрите, своему брига диру на полы не наступайте — упадет! — Послушайте,— сказал Русин, не разгибаясь над лопа той ,— чего вы здесь разорались? Ваше дело б аранку крутить — вот и крутите, а сю д а нечего лезть. — Н аше дело баранку крутить, а ваше дело погрузку мне организо вать как положено. Понял? Завели тоже порядочки — что ни трудней работа, то б аб ам достается!.. Русин насторожился: снизу, из-под горы, заревели моторы. Вскоре одна за другой на карьер въехали четыре машины. Стало шумно и тесно. Шофер в рыжем кожане, нагрузившись, уехал, но Русину от этого не полегчало: погрузка по-прежнему шла медленно. Шоферы ругались, что не успеют обернуться до утренней оттепели. Когда они, наконец, уехали, вся бригада, как один, повалилас ь на землю. «Сволочь все же этот Власенко,— думал Русин, обматывая платком стертую ладонь .— Две-три машины от силы — больше нам не нагрузить...» Но в течение следующего часа они нагрузили и отправили еще шесть машин. Едва последний самосвал ушел из карьера, грузчицы побросали лопаты и заступы и собрались у костров. Чувствуя на себе неприязнен ные взгляды до смерти уставших людей, Русин сказал : «Все, товарищи, погрузки сегодня больше не будет. Можете идти отдыхать до вечера». О трех машинах , которые еще были в пути, он умолчал. Он долго сидел один у догорающего костра в и змазанном пальто, пряча в рукава озябшие, стертые до крови руки. Его угнетали собствен ная беспомощность и равнодушие людей к нему. Что-то здесь было не так, но что именно? Небо светлело, ямы и котлованы в снегу заливала холодн ая сине ва. С остывающих кострищ текли дымные струйки. Внезапно в тишине раздалось д ал еко е комариное пищание моторов. Не могло быть сомне ния — это подходили последние машины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2