Сибирские огни, 1964, № 8
'^%TO8CIQagy Д Р А Г О Ц Е Н Н Ы Й П А М Я Т Н И К К У Л Ь ТУ РЫ П авел Б е р ы н д а — вы даю щ и й ся у ч е н ы й XVII века. Д ош едш ие до н ас сведения о нем ч р е зв ы ч а й н о скудны . Р о д и л ся о н и провел ю но ш еск и е годы в Западной У краи н е, н а К арпатах, в сем ье кр естьян и н а-о в ц езо - да. Д ата его р ож ден и я у ста н о вл ен а т о л ь к о при ближ ен но — в п р е д е л а х 1550 — 1570 гг. Б д евя н о сты х годах XVI в е к а П авел поступил на сл уж бу к у к р аи н ск и м ш л ях ти ч ам Б а л а б ан ам . Для р а з ви ти я у к р а и н с к о й кул ьту ры Б ал аб ан ы со зд ал и в «столь- ци еп и ск о п ск о м » К лиросе в 1594— 1596 гг. ш колу и ти п о гр аф ию , со б р ал и больш ую би бли отеку. Б ер ы н д а, и м евш ий боль ш ую « р евн о сть» к н аукам , и зу ч и л в со в ерш ен стве ста р о сл авя н ск и й , л ати н ски й и гр еч еск и й я з ы к и , а такж е т и п о гр а ф ск о е дел о и стал у п р ави тел ем ти п ограф и и . После см ер ти о б о я х Б алаба нов в 1006— 1607 гг. П авел п ер еех ал в П ерем ыш ль, з а тем в 1610 г. во Л ьвов. Здесь он в сту п и л в «Л ьвовское Б р атств о » — объеди н ен и е деятел ей у к р а и н с к о й к у л ь ту ры , п р о в о д и вш ее больш ую к у л ь ту р н о -п р о с в ет и т е л ь- ную и и зд а тел ь ск у ю работу. В ко н ц е 1612 г. Б еры н да ов довел и п р и н я л м онаш ество, см ен и в и м я П авел н а Пам- ва. Во Л ь во ве П ам ва у ч а ст во вал в и зд а н и и кн и г не то л ьк о к а к ти п о гр аф , но и к а к « к о р ы гато р » , т. е. р е д акто р . От это го врем ен и со х р ан и л и сь «В ерш и» — стихи Б ер ы н д ы , вы п о л н ен ны е им гравю ры . В 1619 го д у Б еры н да пе р есел и л ся в Киев, в Киево- П еч ер скую Л ав р у и стал ру ко в о д и тел ем л авр ско го и зд а тел ь ств а и «друкарни» — ти п о гр а ф и и . В 1624 году П ам ва п о е х а л в М оскву и 4 я н в а р я 1625 года лично в р у ч и л ц а р ю и п атр и ар х у «и сп р авл ен н ы е» и и здан ны е им к н и ги . П он им ая зн ач е ни е р асп р о ст р ан ен и я гра м о тн о сти среди всего н ар о да, в 1625— 1627 гг. Б еры н да и зд ал н еско л ько р ел и ги о з н ы х к н и г «от греческого п р ел о ж ен н ы х на ро сси й скую беседу общую, н а п р е сл ад ч ай ш и й и д оброзн ам е ни ты й , ш и рокоглагольны й , в ел и к о сл авн ы й я зы к с л а вян с к и й » , т. е. на ж и во й р азго в о р н ы й язы к. В 1627 году, «в веч ер у ж е дн ей свои х» Б еры н да и зд ал п лод тр и д ц ати л етн его тр у д а — «Л екси кон сл ав я н о р у с ский». В 1629 году он о то ш ел о т руко во дства ти п о гр а ф и ей , но п родолж ал р е д а к ти р о в ат ь и здаваем ы е Л ав рой к н и ги . Умер П ам ва Б е р ы н д а в Киеве 13 ию ня 1632 года. С л о варь Беры нды ср азу ж е зав о е в а л п р и зн ан и е и ав то р и тет. К аж дая би бли оте к а с ч и т а л а обязательн ы м и м еть «Л ексикон». До н а ш и х дн ей дош ел экзем п л яр , п р и н ад л еж авш и й сп о движ н и ку П етра I — Я. В. Б р ю с у .’ «Л екси кон » п ереп и сы вали , на его осн ове со ставл ял и и и зд а в ал и новы е словари . О бш и рны й труд П ам вы Б ер ы н д ы — это и то л ко вы й с л о в а р ь « славян оросскаго я зы к а » , и словарь и н остр ан -1 н ы х слов, и в некоторой степ ен и — энц и клоп еди я. Книг с таки м ш ироким о х в а том м атер и ал а, с так о й м но го гр ан н о стью до «Л ексико на» н а Р у си не было! Т о л ко в ан и я слов у Б е р ы н ды р а зл и ч н ы по объ ем у. В н ек о то р ы х сл у ч аях они о ч ен ь лакон и чны и даю т то л ько п ер ево д или синоним того и л и иного слова. В д р у ги х — п редставляю т со бою п р о стр ан н о е о б ъ ясн е н и е п о н яти я или тер м и н а. И н тер есн о , что в сл о в ар е ср ед и его почти сем и ты ся ч «толкован и й » о к а зы в а л о сь и об ъ ясн ен и е сл о ва «н еф ть»: -Ш аф та» смола, алой , в ко то р ы й и во ск и см ер дяч и й к ам ен ь . Н ефтою см ер ди т (т. е. п ах н ет — К. К.) коло- д я зь з а м орем Ф алинским , в Ч е р к а с е х горских, о т гр а д а Сулш 7 верст. На борзо вы сокой горе н а сам ом гребе- не, т а к горячь ж е и м ясо в н ем укипит». Это первое и звести е о п р и зн а к а х неф тен осн ости м естн о сти «в Ч ер к асех го р ски х», т. е. в гор ах К авказа. С п устя 100 лет, в 1727 го д у вы даю щ и й ся р у сски й гео*-. гр а ф и эконом ист И. К. Ки ри л о в, описы вая «колодези н еф тяны е» — «м еж ду Щ ед р и н а и Ч ервленаго городков_ н а другую сторону р еч к и Те р ек а» , отм ечает «горячий ко л о дезь, в котором то л ь го р я ч а вода, что сы р о е м ясо вар и т» . П осетивш ий те же- м еста в 1721 году а с тр а х а н ск и й губернатор А. Н. Во лы н ск и й писал П етру I, что он «осви детельствовал н еф тя н ы е колодези» «на той сто р о н е р ек и Т ерка» и о бн ар у ж и л «горячая и к и сл ая во ды », а так ж е «в п я ти м естах клю чи , ис ко то р ы х т е ч е т б ал ь за м сул ьф р ус подлин ной», т. е. гу стая, в я з к а я , см олоподобная н еф ть. Но откуда П ам ва Б е р ы н д а, н е бы вавш ий н а С евер н ом К авказе, п о черп н ул свед ен и я о его н еф тен о сн о сти? В п реди слови и к «Л ек си кон у» он п ер еч и сл яет и с п ользован н ую им - л и тер ату р у (книги «свящ енного пи сан и я» , «Лексис лю б ом уд ра К ир Л аврен ти я Зи зан и я» , н ап и сан н ы й в 1596 г., и др.), в н екоторы х «толкованиях» он ссы л ается н а А ри стотеля, Ф укидида и др у ги х авторов, н о ни в одном и з эти х и с то ч н и ко в мы не обн ар уж и л и уп ом и н ан и й ни о н еф ти , ни о «Ч еркасех горских». Т оль к о в одной рукоп и сн ой ан о н им н ой книге кон ц а XVI в е к а и в ещ е более р ан н ем Н овгородском «А збуковн и ке» 1431 года мы н аш л и не что похож ее н а то л ко ван и е Б еры н ды : «Н аф ф а — см е ш ен и е лои и см ола и во ск съ м ердящ и м кам ен ем ». Ве р о ятн о , эти и сточн ики бы ли и звестн ы Б еры нде, .но и в н и х нет у п ом ин ан и й ни о «колодязе», ни о «Ч еркасех». Две трети слов «Л ексико на», в том чи сле и «Н аф - та», не им ею т у к а за н и й о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2