Сибирские огни, 1964, № 8
Конечно, многие из «тайн» катализа уже разгаданы. Давно известно, что ка тализатор — далеко не такой бесстраст ный «наблюдатель» событий, каким он прикидывается. Давно известно, что в процессе реакции на поверхности ката лизатора (если катализатор — твердый) образуются некие промежуточные веще ства. Иными словами, лукавый «присут ствующий» прекрасно участвует в об щей свалке, только всегда успевает во время отряхнуть от пыли пиджак и при шить оборванную пуговицу! И не совсем верно говорили нам в школе, что катали затор «не участвует» в реакции. Точнее сказать: он не расходуется в процессе реакции. Но тайны, тем не менее, существуют. Достаточно сказать, что не создано пока цельной и стройной теории подбора ката лизаторов — это делается в значитель ной мере эмпирически. Кроме того, ока зывается, капризный «наблюдатель» ве дет себя совершенно по-разному, в зави симости от способа, которым его приго товят. Наконец, он зачастую требует для себя еще и некоей «подушки»-носителя: одному нравится, чтобы ему сделали «матрас» из пемзы, другой предпочитает подстилку из корунда, третий — из ак тивированного угля. И, конечно, каждый по-своему реагирует па изменение физи ческих условий, в которых протекает реакция. А перенесение процесса из ла боратории в промышленность — это как раз и есть применение физических усло вий! Причем, изменение — резкое. И пото му доныне оно происходит, в большинст ве случаев, постепенно, в несколько дли тельных и дорогостоящих этапов. Лабораторная установка. Опытная установка. Установка с несколько странным, аме риканцами введенным, наименованием «пилотная». Полузаводская, или полупромышлен ная, и наконец — промышленная уста новка! И все это, не говоря уже о затратах материальных, растягивает процесс внедрения научного достижения в произ водство до пятнадцати-двадцати, мини мум десяти лет. Кстати сказать, «проблема дистан ции» между открытием ученого и прак тическим его использованием — одна из основных проблем современного техниче ского прогресса. И потому особое, прин ципиальное значение обретает работа, которой занимается лаборатория мате матического моделирования. В чем ее смысл? Сначала необходимо расшифровать смысл слова «моделирование». Не надо обладать большой проницательностью, чтобы догадаться, что оно происходит от слова «модель». Только, разумеется, в данном случае «модель» никак не долж на ассоциироваться ни с каким-нибудь планером из щепочек и папиросной бу маги, ни с чем другим столь же «грубо материальным». Речь идет о модели в философском смысле слова — как о спо собе описания, характеристики опреде ленного объекта, явления. Определение «математическое» дает понять, что в данном случае явление описывается на языке математики — в виде системы уравнений. Таков смысл терминов. Смысл же самой работы в том, чтобы предельно сократить путь от лаборато рии до промышленного предприятия. Ла бораторная установка — электронная машина, завод — таков идеальный ва риант. Как же прийти к нему? Существует в физике так называе мая теория подобия. Смысл ее, упрощен но говоря, в том, что многие процессы, подчас очень «непохожие» внешне, но одинаковые по своей физической приро де, могут быть подобны друг другу по своим характеристикам — вроде того, как бывают подобны треугольники, вы черченные мелом на классной доске. Из вестная уже достаточно давно, эта тео рия получила в нашем веке широкое приложение — особенно в гидродинами ке, аэродинамике. Представим, напри мер, что по двум разным, различного диаметра, трубам, с разной скоростью текут две разные по физическим свойст вам жидкости. Изучив «поведение» од ной из них, можно, на основании теории подобия, предсказать, как будет вести себя другая. На теории подобия основа но, в частности, и испытание самолетов в аэродинамической трубе. Но сама теория подобия — по сути, лишь часть более общего физического метода — метода аналогии, приложимо го уже к явлениям различной физиче ской природы. В принципе каждое явле ние можно описать системой определен ных уравнений. И тогда вдруг (конечно же, это весьма условное «вдруг»!) стано вятся зримы очень интересные вещи. На пример: испытывать самолет в аэродина мической трубе не всегда удобно. Пото му, в частности, что для замера, скажем, скорости воздушного потока на тех или иных участках поверхности приходится выносить на эту поверхность какую-то часть измеряющего прибора — датчик. А датчик, как бы мал он ни был, тоже яв ляется физическим телом, оказывает свое влияние на обтекающий поток, искажает общую картину. Тут-то и приходит на по мощь метод аналогии. Оказывается, если вырезать в металлической пластинке кон тур самолета, а затем приложить к этой пластинке магнитное поле, то расположе ние магнитных силовых линий будет опи сываться такими же уравнениями, что и поведение воздушных потоков при испы тании того же самолета в аэродинамиче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2