Сибирские огни, 1964, № 8
ты, во звращая сь с заданий , приносили в ранце курицу, гуся или д аже выпотрошенного и разрубленного на несколько частей поросенка. Счита лось, что это подарки от богатых крестьян на окраине города. Бывшая ч ард а «У цыганского короля» приняла вид к а з а рмы воен ного времени. Один вход закрыли . У другого день и ночь стоял часовой. Кроме обычного в таких случ аях автомата, у него под рукой всегда было не сколько гранат, на случай внезапного нападения. В первой комнате рас полагался штаб, во второй — самой б о л ьш о й— личный состав роты. Третья комната, почти половину которой занимала огромная плита, выполняла роль кухни и столовой. Плиту топили, в комнате было относи тельно тепло, и поэтому здесь по вечерам собирался свободный от з а д а ний народ. В дальн ем темном углу кухни стоял древний, весь источенный платяной шкаф, который любезно предоставил в распоряжение нашей р о ту хозяин дома. Ш к аф выполнял две функции: хранил наши скудные съестные припасы и прикрывал собой огромную дыру в стене, пролом ленную по распоряжению капитана Комочина и вновь заложенную нескрепленным кирпичом. В случае необходимости достаточно было ткнуть кирпич, чтобы он осыпался, открывая ход в полузатопленный подпочвенной водой подвал соседнего дома. С самого н ач ал а своего существования рота выполняла з а д ани я ко митета борьбы. На первых порах это была охрана типографии, от кото рой мы быстро отвадили нилашистов. Теперь листовки печатались бес препятственно— вход в типографию охранялся вооруженными с о л д а т а ми, а на двери висело мрачное, набранное крупным черным шрифтом объявление: «Типография работает для армии. Прием заказЪв от ор га низаций, фирм и частных лиц временно прекращен». Я несколько ра з производил смену караулов, сначала с лейтенантом Нема, чтобы посмотреть, как это делается, потом сам. Типография была маленькой, просто крошечной. Ее окна смотрели прямо на жандарм ское управление, и наши часовые нередко переговаривались через улицу с жандармом , скучавшим в одиночестве под лепным гербом с короной. В роте были собраны самые разные люди. Единственное, что их объ е д и н я л о— это стремление драться с вра гами Венгрии. Комочин, вербуя бойцов среди скрывавшихся в деревнях дезертиров, ничего им не обе щал, кроме вооруженной борьбы против немцев и нилашистов. Прошлое, политические взгляды , религиозные убеждения не играли роли и никого не интересовали. В роте как-то д аже считалось неприличным заводить разговоры на вечные солдатские темы: откуда ты, кем ты был в г р аж данке, кто у тебя дома и- прочее. Разумеется , никому не возбранялось говорить о себе — всякие люди бывают, некоторые не могут жи ть без то го, чтобы не поделиться своими заботами ,— но первому з а д а в а т ь вопро сы не полагалось. Никто меня ни р а зу не спросил, ка к я попал в роту. Я тож е никого не расспрашивал. Но прислушиваясь к разговорам , особенно к длинным вечерним беседам на кухне, у теплой плиты, внимательно присматрива ясь к солдатам, я заметил, что большинство наших солдат прежде, до армии, были крестьянами из юго-восточной Венгрии, носившей название Вихаршарок. Почему именно оттуда? Простое совпадение? Не думаю. Само слово Вих а ршарок означает по-русски «уголок бурь». Бури здесь бушевали особого рода. В течение столетий малоземельные и безземель ные крестьяне вели в Вихаршароке непрерывную борьбу за землю и сво боду. То и дело вспыхивали бунты, гремели выстрелы, лилась кровь. Р е волюционные традиции передавались из поколения в поколение, от де дов к отцам, от отцов к детям. И вряд ли можно было считать случай-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2