Сибирские огни, 1964, №7
Из разговора с художниками: «Создать художественный совет города. Монументальная роспись должна быть связана с архитектурой объемом. Синтез живописи с ар хитектурой через монументальную роспись. Вырабатывать единый со временный в облике городов социалистический стиль. Воспитывать худо жественный вкус народа. Нести искусство в самые широкие массы. Мону ментальная живопись как наиболее доступное, доходчивое средство». Она хотела захлопнуть блокнот, увидела новую запись: «Дербачев. Совещание 52 года. Он был недоволен уже тогда. Уверен в своей правоте. Убежден. А я по-прежнему уверена в том, что...» Ф раза была не окончена, а рядом приписано: «Не могу заставить себя ответить на его письмо. Хочу и не могу. Надо заставить себя. Заставить!» «Слова все сильнее расходились у него с делом. Культ личности И. В. Сталина в последние годы жизни нанес особо серьезный ущерб де- Ду партийного и государственного строительства... чтобы впредь в пар тии и стране никогда не возникали подобные явления». «С неослабевающей энергией продолжать работу по подъему сель ского хозяйства... всемерно развивать советский демократизм...» Юлия Сергеевна встала, швырнула блокнот. Ей стало стыдно своей несдержанности, она разгладила страницы, положила в стол. Нет, она не имеет права. Она слишком много отдавала и отдает, чтобы вот так просто взять и отступить. Она всегда могла заставить себя. Скверно, с ней никого нет рядом. Поговорить бы с умным, близким человеком и- просто помолчать, посидеть и помолчать. Мать ее не по нимает. Она должна, должна заставить себя. Книги, книги. Сколько их... Все равно они не заменят друга. Тахта, стол, туалетный столик с закрывающимся зеркалом. Она не терпела от крытых зеркал. Любимая гравюра из скандинавского эпоса — крылатые -олени... «Вот и прошел еще год. Что из этого?» Подробная карта области во всю стену. А на Вознесенском холме горит Вечный огонь Неизвестному. Из окна смотрится далеко. Съездить, что ли, на ГЭС? Какой это, все-таки, был год, какой год... Был, да, был. А все-таки что теперь? Юлия Сергеевна взяла со стола пепельницу, поставила ее на подо конник. Темные прямые брови были неподвижны, словно застыли. Упорно вспоминалась полянка в старых степенных березах — чуткие ветви почти до земли падают живым зеленым ливнем, чуть ветерок — шевелятся под ярким солнцем, прохладная роса на зарослях папоротни ка. Работая в Осторецке, выезжая в дальние районы, Дербачев только однажды, пока дядя Гриша копался в моторе, побродил по весеннему лесу и наткнулся на эту полянку, полную успокаивающих шумов и зву ков, прошелся, сбивая росу, по густым папоротникам и долго стоял перед одной из молодых берез. Она была тоньше других, но выше, с моло дым ровным стволом, и в ее зелени ярче играло солнце. Дербачев отхо дил в сторону и вновь возвращался к березе и, наконец, понял, чем она его так притягивала. Ее ствол синевато светился, казалось, тронь его, и прохладный свет брызнет из-под пальцев. Дербачев оторвался наконец от березы и пошел, не оглядываясь. Синеватое свечение долго потом мерцало в глазах и часто вспоминалось, и вот сейчас, через четыре года, тоже вспомнилось... Он глядел в окно на крышу здания на противоположной сто роне и не понимал, зачем и к чему с ним затеяли такой разговор.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2