Сибирские огни, 1964, №7

Плохо служат этой задаче даже луч ­ шие ■главы книги. Критик передает со­ держание, раскрывает образы, отмечает некоторые художественные особенности разбираемых произведений, но они не воспринимаются как этапы одного пути, связанные друг с другом и вместе с тем отличные друг от друга. Критик утверж­ дает, что С. Сартаков от первых до по­ следних своих произведений «остается неизменно верен своему главному ге­ рою — человеку труда». Это, конечно, верно. Но верно также и то, что автор «Н е отдавай королевы» уже не тот Сар­ таков, который написал «П лот идет на Север» или «Каменный фундамент», про­ изведения, во многом еще не совершен­ ные. Что же произошло с писателем? Вот вопрос, который интересует читате­ ля и на который не отвечает критико­ биографический очерк. В начале книги критик справедливо говорит, что повести и романы С. Сарта- кова ^заняли прочное место» в ряду про­ изведений, написанных Г. Марковым, К. Седых, Е. Пермитиным и С. Кожевни­ ковым. Но в дальнейшем он даже не де­ лает попыток сопоставить С. Сартакова с этими писателями, найти то общее, что их роднит, и, главное, то своеобразно- сартаковское, что несут на себе его про­ изведения. Правда, в конце главы «Книга о сча­ стье удачно сделанного выбора» критик пытается определить своеобразие «под­ хода художника к познанию явлений жизни»/Однако С. Сартаков сопоставля­ ется здесь почему-то с С. Коненковым и В. Тендряковым, художниками совершен­ но других творческих манер. Поэтому вы­ вод: «Сартаков изображает обыкновен­ ных, простых людей» или что для него характерен «поиск хорошего человека» (стр. 27) не убеждает, он ничего не рас­ крывает в Сартакове. Ведь то же самое можно сказать и о Г. Маркове, и о Б. Гор­ батове, и о В. Ажаеве, и о многих дру­ гих советских писателях, которые пишут о «простых советских людях». Касаясь художественной стороны про­ изведений, критик говорит о лиризме, о речи персонажей, о пейзаже. Однако эти важные, но частные особенности произ­ ведений имели бы большее значение для понимания Сартакрва-писателя, если бы они были соотнесены с особенностями замысла и жанра того или иного произ­ ведений, его формы, композиции, прин­ ципов Типизации героев. Автор часто го­ ворит о живых людях, с которыми встре­ чался ^ жизни писатель и которые послу­ жили прототипами для его героев (на­ пример, Порфирий Коронатов и др.). Но каким образом это «частное лицо » у Сартакова становится типическим харак­ тером, какую роль здесь играют действи­ тельные факты и творческий вымысел, что характерно для Сартакова-художни- ка эти и многие другие вопросы ма­ стерства писателя в книге не раскрыва­ ются. Сказать, например, что Порфи­ рий — «это не просто воспоминания. В образе Порфирия персонифицированы судьбы многих таежных людей» — зна­ чит сказать еще слишком мало. Мы отмечали, что очерк Г. Ершова на­ писан с любовью к писателю. Разумеет­ ся, это хорошая сторона работы. Но кри­ тик часто теряет меру, слишком востор­ жен, щедр на «комплименты». Нередко эти «комплименты» несоразмерны с до­ стоинствами произведения. Об Алексее Худоногове из «Каменного фундамента», произведения еще во многом подража­ тельного, критик пишет: он «носитель типических черт национального .русского характера» (стр. 15). И только через несколько страниц как бы одумывается, справедливо заключает: «В образе А лек ­ сея и Катюши писателю удалось пока­ зать лишь некоторые из важнейших черт молодого человека нашего времени» (стр. 26). Работа Г. Ершова появилась не на го­ лом месте. О произведениях Сартакова написано уже немало. Г. Ершов, следова­ тельно, имел возможность не только обобщить сделанное его предшественни­ ками, но и сказать о Сартакове-худож- нике свое, более весомое слово. И. З ы к о в ЗОЛОТОЕ ОЗЕРО В горах А лтая есть замечательное- по-красоте Телецкое озеро. Древ­ ние жители гор, алтайцы, называют его Алтын-коль, Золотое озеро. И не случай­ но дано это название, не случайно вокруг него возникло много красивых сказаний и легенд. Сравнительно узкой, блестящей поло­ сой, не превышающей пяти километ­ ров, вытянулось оно на восемьдесят километров среди высоких гор ^северо-­ восточного Алтая, удивляя людей своей глубиной (до 325 метров), прозрачностью воды, множеством притоков, величием и богатством окружающей горной природы. И горный хребет по берегу его называет­ ся Алтын-тау (Золотая гора), и многооб­ разная тайга, убежище зверя и птицы, получила такое же красочное название Алтын-таган (Золотая тайга). Одно из примечательнейших мест Си­ бири — Телецкое озеро — пользуется славой на всю нашу страну, как и его старший брат — Байкал. Много побывало на Золотом озере ученых-путешественников, любителей и ценителей природы. А в наше время это одно из любимых мест советского туриз­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2