Сибирские огни, 1964, №7
Плохо служат этой задаче даже луч шие ■главы книги. Критик передает со держание, раскрывает образы, отмечает некоторые художественные особенности разбираемых произведений, но они не воспринимаются как этапы одного пути, связанные друг с другом и вместе с тем отличные друг от друга. Критик утверж дает, что С. Сартаков от первых до по следних своих произведений «остается неизменно верен своему главному ге рою — человеку труда». Это, конечно, верно. Но верно также и то, что автор «Н е отдавай королевы» уже не тот Сар таков, который написал «П лот идет на Север» или «Каменный фундамент», про изведения, во многом еще не совершен ные. Что же произошло с писателем? Вот вопрос, который интересует читате ля и на который не отвечает критико биографический очерк. В начале книги критик справедливо говорит, что повести и романы С. Сарта- кова ^заняли прочное место» в ряду про изведений, написанных Г. Марковым, К. Седых, Е. Пермитиным и С. Кожевни ковым. Но в дальнейшем он даже не де лает попыток сопоставить С. Сартакова с этими писателями, найти то общее, что их роднит, и, главное, то своеобразно- сартаковское, что несут на себе его про изведения. Правда, в конце главы «Книга о сча стье удачно сделанного выбора» критик пытается определить своеобразие «под хода художника к познанию явлений жизни»/Однако С. Сартаков сопоставля ется здесь почему-то с С. Коненковым и В. Тендряковым, художниками совершен но других творческих манер. Поэтому вы вод: «Сартаков изображает обыкновен ных, простых людей» или что для него характерен «поиск хорошего человека» (стр. 27) не убеждает, он ничего не рас крывает в Сартакове. Ведь то же самое можно сказать и о Г. Маркове, и о Б. Гор батове, и о В. Ажаеве, и о многих дру гих советских писателях, которые пишут о «простых советских людях». Касаясь художественной стороны про изведений, критик говорит о лиризме, о речи персонажей, о пейзаже. Однако эти важные, но частные особенности произ ведений имели бы большее значение для понимания Сартакрва-писателя, если бы они были соотнесены с особенностями замысла и жанра того или иного произ ведений, его формы, композиции, прин ципов Типизации героев. Автор часто го ворит о живых людях, с которыми встре чался ^ жизни писатель и которые послу жили прототипами для его героев (на пример, Порфирий Коронатов и др.). Но каким образом это «частное лицо » у Сартакова становится типическим харак тером, какую роль здесь играют действи тельные факты и творческий вымысел, что характерно для Сартакова-художни- ка эти и многие другие вопросы ма стерства писателя в книге не раскрыва ются. Сказать, например, что Порфи рий — «это не просто воспоминания. В образе Порфирия персонифицированы судьбы многих таежных людей» — зна чит сказать еще слишком мало. Мы отмечали, что очерк Г. Ершова на писан с любовью к писателю. Разумеет ся, это хорошая сторона работы. Но кри тик часто теряет меру, слишком востор жен, щедр на «комплименты». Нередко эти «комплименты» несоразмерны с до стоинствами произведения. Об Алексее Худоногове из «Каменного фундамента», произведения еще во многом подража тельного, критик пишет: он «носитель типических черт национального .русского характера» (стр. 15). И только через несколько страниц как бы одумывается, справедливо заключает: «В образе А лек сея и Катюши писателю удалось пока зать лишь некоторые из важнейших черт молодого человека нашего времени» (стр. 26). Работа Г. Ершова появилась не на го лом месте. О произведениях Сартакова написано уже немало. Г. Ершов, следова тельно, имел возможность не только обобщить сделанное его предшественни ками, но и сказать о Сартакове-худож- нике свое, более весомое слово. И. З ы к о в ЗОЛОТОЕ ОЗЕРО В горах А лтая есть замечательное- по-красоте Телецкое озеро. Древ ние жители гор, алтайцы, называют его Алтын-коль, Золотое озеро. И не случай но дано это название, не случайно вокруг него возникло много красивых сказаний и легенд. Сравнительно узкой, блестящей поло сой, не превышающей пяти километ ров, вытянулось оно на восемьдесят километров среди высоких гор ^северо- восточного Алтая, удивляя людей своей глубиной (до 325 метров), прозрачностью воды, множеством притоков, величием и богатством окружающей горной природы. И горный хребет по берегу его называет ся Алтын-тау (Золотая гора), и многооб разная тайга, убежище зверя и птицы, получила такое же красочное название Алтын-таган (Золотая тайга). Одно из примечательнейших мест Си бири — Телецкое озеро — пользуется славой на всю нашу страну, как и его старший брат — Байкал. Много побывало на Золотом озере ученых-путешественников, любителей и ценителей природы. А в наше время это одно из любимых мест советского туриз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2