Сибирские огни, 1964, №7
«Дней-мальчишек» — такое расположе ние произведений в книге в этом смысле весьма показательно). В чем тут причина? Герой Д. Константиновского, по сути дела, одинок. И потому, что автор хоро шо знает по существу лишь одного че ловека, вернее, одну категорию людей (молодых инженеров, ученых). И потому, что волею автора герой этот не втянут в водоворот острых жизненных конфлик тов, где неминуема встреча с другими, не менее интересными людьми. А раз так, то пристальное внимание молодого писателя к внутреннему миру своего ге роя является пока единственным двигате лем и стиля, и сюжета, и композиции, и образной системы произведения. И надо быть особенно изобретательным худож нику, избравшему такое жизненное со держание, такого героя, такую манеру повествования, как это сделал Д. Кон- стантиновский, чтобы каждый следую щий рассказ ни в чем не повторял пре дыдущего, не оставлял впечатления обы грывания, «обкатывания» апробирован ной уже темы. Такой художнической изобретательности, писательского мастер ства, глубокого, всестороннего знания жизни Д. Констангиновскому еще не хва тает. А. Г о р с к и й НОВАЯ РАБОТА О СИБИРСКОМ ПИСАТЕЛЕ нига Г. Ершова — это первая **■ большая монографическая ра бота о Сергее Сартакове, известном со ветском прозаике, авторе талантливых повестей и романов о людях Сибири1, В ней рассказывается о жизни писателя, о его творческом пути от первого расска за до «Ледяного клада», между которы ми пролегли 2 5 'лет жизни и труда. Непосредственно биографии отведено немного страниц. Но они помогают по нять основные «секреты » творческих ус пехов писателя. С. Сартаков рано постиг таежные промыслы, был охотником, ры баком, промысловиком, плотником, сто- ляром-краснодеревщиком, солдатом Со ветской Армии, ревизором, бухгалтером. Он хорошо знал Нижнеудинскую тайгу, юг и север Сибири. И тогда, когда одна за другой выходят его книги вплоть до романа «Хребты Саянские», их автор не бросает внелитературных профессий, 1 Г. Е р . шо в . Певец Сибири. Тюмень, кн. изд., 1926. продолжает служить, много разъезжает по низовьям Енисея и Ангары. Нескоро и нелегко литература отвое вала С. Сартакова окончательно, победи ла в нем тягу к самым разным профес сиям, желание переделать все своими ру ками. Критик вполне оправданно уделя ет внимание этому этапу жизни писате ля. Страницы эти помогают понять, что самой надежной школой для писателя является школа самой жизни, они поучи тельны, особенно для тех, к сожалению, еще немалочисленных молодых писате лей, которые слишком полагаются на та лант, на вымысел, на воображение, и ча сто, при пустых писательских закромах, заставляют эти силы работать вхолостую. Следует отметить, что многие факты, на которые опирается автор очерка, неиз вестны или малоизвестны читателям и. представляют несомненный интерес.. Очерк написан живо и с любовью к пи сателю. Разумеется, большая часть очерка по священа произведениям С. Сартакова. Обстоятельнее других рассматриваются: «Каменный фундамент», «Хребты Саян ские» и «Горный ветер». Критик раскры вает содержание и авторский замысел этих книг. Наиболее удачна, на наш взгляд, глава, посвященная «Каменному фундаменту». Здесь критик не ограничи вается комментариями, делает попытку выйти за пределы разбираемого произве дения, сопоставляет позицию автора с по зицией других писателей, что позволяет ему лучше видеть как достоинства пове сти, так и ее недостатки. Однако именно эта часть работы Г. Ершова заслуживает упреков. Критико-биографический очерк, как известно, не биография писателя и не сборник рецензий о его произведениях. Он не может быть оправдан, если не рас крывает идейно-творческую позицию, творческую эволюцию писателя, не опре деляет его манеры, его голоса в общем- хоре советских писателей, не выясняет того, чем, собственно, писатель завоевал признание. В очерке Г. Ершова эти вопросы не нашли должного освещения. Критик не рассматривает ранних фельетонов и: рассказов, которым писатель отдал более десяти лет, не проявил интереса к поздним рассказам и очеркам, совер шенно обошел детские и приключен ческие книги, всего несколько замечаний делает по поводу , повести «Н е отдавай королевы» и романа «Ледяной клад». Разумеется, не все эти произведения за служивают одинакового внимания, но все очень важны для раскрытия творческого облика писателя. Без них мы не видим не только тогц исходного рубежа, с кото рого начал свои первые шаги Сартаков- писатель, но не можем представить и то го пути, на котором он нашел свои темы: и своих героев, пережил не только успе хи, но и неудачи, короче, не видим ста новления писателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2