Сибирские огни, 1964, №7

«Дней-мальчишек» — такое расположе­ ние произведений в книге в этом смысле весьма показательно). В чем тут причина? Герой Д. Константиновского, по сути дела, одинок. И потому, что автор хоро­ шо знает по существу лишь одного че­ ловека, вернее, одну категорию людей (молодых инженеров, ученых). И потому, что волею автора герой этот не втянут в водоворот острых жизненных конфлик­ тов, где неминуема встреча с другими, не менее интересными людьми. А раз так, то пристальное внимание молодого писателя к внутреннему миру своего ге­ роя является пока единственным двигате­ лем и стиля, и сюжета, и композиции, и образной системы произведения. И надо быть особенно изобретательным худож­ нику, избравшему такое жизненное со­ держание, такого героя, такую манеру повествования, как это сделал Д. Кон- стантиновский, чтобы каждый следую­ щий рассказ ни в чем не повторял пре­ дыдущего, не оставлял впечатления обы­ грывания, «обкатывания» апробирован­ ной уже темы. Такой художнической изобретательности, писательского мастер­ ства, глубокого, всестороннего знания жизни Д. Констангиновскому еще не хва­ тает. А. Г о р с к и й НОВАЯ РАБОТА О СИБИРСКОМ ПИСАТЕЛЕ нига Г. Ершова — это первая **■ большая монографическая ра­ бота о Сергее Сартакове, известном со­ ветском прозаике, авторе талантливых повестей и романов о людях Сибири1, В ней рассказывается о жизни писателя, о его творческом пути от первого расска­ за до «Ледяного клада», между которы­ ми пролегли 2 5 'лет жизни и труда. Непосредственно биографии отведено немного страниц. Но они помогают по­ нять основные «секреты » творческих ус­ пехов писателя. С. Сартаков рано постиг таежные промыслы, был охотником, ры­ баком, промысловиком, плотником, сто- ляром-краснодеревщиком, солдатом Со­ ветской Армии, ревизором, бухгалтером. Он хорошо знал Нижнеудинскую тайгу, юг и север Сибири. И тогда, когда одна за другой выходят его книги вплоть до романа «Хребты Саянские», их автор не бросает внелитературных профессий, 1 Г. Е р . шо в . Певец Сибири. Тюмень, кн. изд., 1926. продолжает служить, много разъезжает по низовьям Енисея и Ангары. Нескоро и нелегко литература отвое­ вала С. Сартакова окончательно, победи­ ла в нем тягу к самым разным профес­ сиям, желание переделать все своими ру­ ками. Критик вполне оправданно уделя­ ет внимание этому этапу жизни писате­ ля. Страницы эти помогают понять, что самой надежной школой для писателя является школа самой жизни, они поучи­ тельны, особенно для тех, к сожалению, еще немалочисленных молодых писате­ лей, которые слишком полагаются на та­ лант, на вымысел, на воображение, и ча­ сто, при пустых писательских закромах, заставляют эти силы работать вхолостую. Следует отметить, что многие факты, на которые опирается автор очерка, неиз­ вестны или малоизвестны читателям и. представляют несомненный интерес.. Очерк написан живо и с любовью к пи­ сателю. Разумеется, большая часть очерка по­ священа произведениям С. Сартакова. Обстоятельнее других рассматриваются: «Каменный фундамент», «Хребты Саян­ ские» и «Горный ветер». Критик раскры­ вает содержание и авторский замысел этих книг. Наиболее удачна, на наш взгляд, глава, посвященная «Каменному фундаменту». Здесь критик не ограничи­ вается комментариями, делает попытку выйти за пределы разбираемого произве­ дения, сопоставляет позицию автора с по­ зицией других писателей, что позволяет ему лучше видеть как достоинства пове­ сти, так и ее недостатки. Однако именно эта часть работы Г. Ершова заслуживает упреков. Критико-биографический очерк, как известно, не биография писателя и не сборник рецензий о его произведениях. Он не может быть оправдан, если не рас­ крывает идейно-творческую позицию, творческую эволюцию писателя, не опре­ деляет его манеры, его голоса в общем- хоре советских писателей, не выясняет того, чем, собственно, писатель завоевал признание. В очерке Г. Ершова эти вопросы не нашли должного освещения. Критик не рассматривает ранних фельетонов и: рассказов, которым писатель отдал более десяти лет, не проявил интереса к поздним рассказам и очеркам, совер­ шенно обошел детские и приключен­ ческие книги, всего несколько замечаний делает по поводу , повести «Н е отдавай королевы» и романа «Ледяной клад». Разумеется, не все эти произведения за­ служивают одинакового внимания, но все очень важны для раскрытия творческого облика писателя. Без них мы не видим не только тогц исходного рубежа, с кото­ рого начал свои первые шаги Сартаков- писатель, но не можем представить и то­ го пути, на котором он нашел свои темы: и своих героев, пережил не только успе­ хи, но и неудачи, короче, не видим ста­ новления писателя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2