Сибирские огни, 1964, №7
пера работать. У него все в жизни идет параллельно: и результаты работы и разные прочие бытовые блага». К сожалению, писатель и не берет глубже, как это делает, напрймер, Д. Гранин в романе «И д у на грозу». Не только «манерой работать» отлича ются друг от друга Крылов и Тулин. У них существенно различны взгляды на жизнь, на цели своей работы. В самом конце романа Н. Дементьев с особенной резкостью расчерчивает «правых» и «виноватых». Вот умерен ный Анатолий, а вот — во всем щедрый Олег; вот оступившийся Игнат Нико лаевич, а вот — непреклонный Николай Ильич. Причину грехопаденья Татьяны он разъясняет читателю чуть ли не из страницы в страницу. «Я отгородилась не только от своей любви, испугавшись настоящей борьбы за нее, но и отгоро дилась от людей, побоялась трудно стей » ,— так думает о себе Таня (стр. 113). «Очень уж ты жадная до сладкого»,— объясняет ей тетка Оле г а — Ксения Захаровна (стр. 116). «Эгоистка ты, Танька, вот что в тебе главное»,— разъясняет суть ее характе ра член семьи Антиповых — Лидия Ни колаевна. И, чтобы не было сомнений, добавляет: «В о т что значит это кулац кое хозяйство, это оно тебя изуродова л о ! » (стр. 117). А на деле эти уточняю щие заявления под занавес излишние, так как автор уже ранее хорошо и об разно все объяснил. К тому же индиви дуализм отнюдь не всегда с такой необ ходимостью наследуется от «хозяйства», родителей. Чаще всего пути его более тонко опосредствованны. В концовке романа ощутим налет прямолинейности и рационализма. Наметившиеся социаль но-психологические обобщения начали растворяться в еще одной истории не удачного (или удачного) замужества. Начали, но не растворились. Общая направленность романа, стрем ление социально объяснить некоторые явления современной жизни, точность и верность индивидуальных характе ристик свидетельствуют о том, что мы имеем! дело с ценным и нужным сегод ня произведением. В, К о р ж е в ВАРИАЦИЯ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ТЕМЫ кого отношения... Все кажется мне игру шечным, нереальным. Я живу в другом мире, полном важ ных, имеющих подлиннз'ю ценность, предметов и понятий. Я не променяю его ни на что, ибо в нем заключено са мое дорогое и прекрасное из созданного руками и умом человеческим. Мой боль шой мир и та жизнь, что окружает меня, как две пересекающиеся плоскости, имеют только одну общую линию; • на этой линии есть маленькая точка — я ...» Не пугайтесь, читатель: это — не кра мольный отрыв литературного героя от жизни и не пресловутый психоанализ ин дивидуалиста, ушедшего в узкий мир своих чувствований. Это означает, что молодой инженер из рассказа Д. Кон- стантиновского «Седьмая симфония»1 ищет... решение важной технической за дачи — «нельзя ли сделать так, чтобы станок сам выбирал наилучший режим работы?» Все, как видите, объясняется просто. Но как все-таки убеждающе пе редана здесь поглощенность человека одной мыслью, его одержимость идеей, та одержимость, без которой невозможно ни одно открытие! Подобно Ньютону, герой рассказа упорно ищет «свое яблоко», которое на толкнуло бы его на мысль, помогло ре шить поставленную задачу. Этим «я б ло ком» оказывается для молодого инжене ра музыка — Седьмая симфония Про кофьева... Такова сюжетная канва рассказа, по вествующего (и в этом его особенность) не столько об истории небольшого откры тия, сколько о том «потоке сознания», о тех мыслях, чувствах, ощущениях ге роя, которые сопутствуют этому откры тию. Однако, как музыка вдруг вернула герою «способность думать и, наконец, подарила частицу своего вдохновения», и в голове его «свободно разместились картины, люди, схемы», — так и в рас сказ Д. Константиновского вошли самые неожиданные и, на первый взгляд, очень отдаленные от основного сюжетного стержня куски: пейзажные и бытовые зарисовки, мимолетные характеристики людрй, вопросы технологии, историче ские легенды и анекдоты, музыкальные впечатления и т. д. На первых порах на чинает казаться, что, следуя хаотическо му движению мыслей и чувств героя, автор без должного отбора и осмысления переносит щ — одно за другим — в свое произведение. « Я начинаю с того, что пишу первую фразу и полагаюсь на господа бога отно сительно второй». Эти слова Лоренса Стерна невольно приходят на ум, когда начинаешь читать рассказы Д. Констан тиновского, собранные в книге «Пять минут до счастья». Впрочем, вот такое Т О, ЧТО ПРОИСХОДИТ вокруг, СОВер- V ‘ Д а в и д К о н с т а н т и н о в с к и й. Пять ШаеТСЯ В чужом, непонятном минут до счастья. Рассказы. Новосибирское кн. мне мире, к которому я не имею ника- изд-. 19ез-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2