Сибирские огни, 1964, №7

нием лепить характеры, развивать собы­ тия, проникать в духовный мир совре­ менного человека. Я узнаю Н. Дементье­ ва по тому, как он безбоязненно ведет повествование от лица своего главного героя, как искренне и доверительно рас­ сказывает он читателю о сложностях че­ ловеческих взаимоотношений, как по- прежнему зорок его глаз художника. И одновременно я вижу, что стал он более точен и дальновиден в отборе деталей и что стилю его свойственна теперь уве­ ренность человека, твердо знающего, че­ го он хочет. Видимо, отсюда идут и ком­ позиционная собранность произведения, и его сюжетная четкость, и языковая строгость. Татьяна Белова рассказывает о том, как она воспитывалась, как и чему учи­ лась, где и кем работала, наконец, как вышла замуж. Была, разумеется, лю­ бовь. Как всегда, внезапная и возвы­ шающая. Как всегда, необычная. Для тех, кто ее переживает. Для тех, кто «потом» пытается ее объяснить. Танька-Встанька, энергичная, умная и красивая женщина, вдруг обнаружила гнетущую пустоту в душе и решилась разобраться, что к чему. Это был очень горький самоанализ. Обнаружилось, что сначала она желала лишь «устроить свою судьбу» — хорошо, удобно и вы­ годно. О любви в этом случае не было и речи. Лобовь пришла нежданно и сме­ шала все ее планы. Но ненадолго. Боязнь, что любовь не принесет необхо­ димых в жизни удобств, не принесет достатка, боязнь, что она разрушит ее покой и всегдашнее равновесие женщи­ ны, знающей себе цену, заставляет ее отказаться от любви. Конфликт Тать- , яны с любимым ею Олегом проходил не бурно, а естественно и закономерно, по­ тому что с детства она впитала от своих родителей дуз? собственничества, дух эгоизма. Однако большая часть романа не вос­ принимается только как история одной любви, пусть поучительная, потому что мы здесь подробно знакомимся то с ро­ дителями Татьяны, то с двумя претен­ дентами на ее руку, с двумя разными по характеру инженерами — Анатолием Локотовым и Олегом Алексеевым, то с «рабочей династией Антиповых» Родители Татьяны — люди честные, красивые, трудолюбивые. Соседи, глядя на них, любовались, а дети ими горди­ лись. Они в самом деле все умели и ра­ ботали неутомимо, ловко и споро, но преимущественно для себя. Больше все­ го они пеклись о собственном доме, хо­ зяйстве, семье. Все остальное для них словно бы и не существовало. Мещан­ ство, свидетельствует Н. Дементьев, приобрело современное обличие. Оно не в тунеядстве и праздности, не в пусто­ словии только, а в деятельной, Здоро­ вой и разумной, на первый взгляд, жиз­ ни. Но тем сильнее его влияние на не­ устойчивые души, тем сложнее его рас­ познать, тем труднее с ним бороться. Писатель верно вскрывает социальную подоплеку мировоззрения и поведения Татьяны Беловой. Этой тоже ведь рабочей семье — Бе­ лов по профессии расточник на крупном заводе — противопоставлено семейство Антиповых, потомственных рабочих. Своеобразной совестью династии Анти­ повых был самый старший из них — Николай Ильич. Он особенно дорожил честью семьи, много и самоотверженно поработавшей на благо общества. И ког­ да, сын его Игнат Николаевич позволил себе поступиться этой честью, Николай Ильич так и не смог простить его, хотя тот и раскаялся искренне. Наиболее полно в романе раскрыты характеры Олега и Анатолия. Они друзья до поры до времени, вместе ра­ ботают, вместе пишут диссертацию. Но люди эти разные и по поведению, и по взглядам на творчество, на свои права и обязанности в обществе. Анатолий умен и хорошо воспитан. Он умеет работать собранно, методично и много. Права стать настоящим уче­ ным он добивался упорно и с большой настойчивостью. Когда у него с Олегом диссертация была почти готова, Олег вдруг отказался защищать ее вместе, потому что в теме он обнаружил скры­ тие возможности принципиально иного ее решения. Анатолия это обстоятель­ ство не смутило: он один защитил дис­ сертацию. Не смутило его и вскоре об­ наруженное равнодушие к нему Тать­ яны Беловой — он продолжал добивать­ ся ее согласия на брак, уловив в ней что-то родственное себе. Анатолий не ошибся, Татьяна действительно вышла за него замуж, и образ человека недале­ кого, в чем-то ограниченного уже сло­ жился в нашем сознании. Здесь, по-моему, наметился выход пи­ сателя к важным конфликтам нашего времени. Сейчас многое в романе све­ дено к столкновению яркого таланта с ординарной бездарностью умного испол­ нителя чужих идей. Олег противостоит Анатолию во всем. И внешне он красив (Анатолий подчеркнуто неказист), и с людьми он прост, открыт, приветлив (Анатолий обычно угрюмо деловит), и работает он легко, весело, отдаваясь де­ лу целиком и, конечно, бескорыстно. Таньку-Встаньку (это он так задорно ее прозвал) любит глубоко, искренне и не идет ни на какие компромиссы, когда выясняется, что она, не •любя, к Анато­ лию потянулась. Словом, все наоборот. И эта особенность романа, где характе­ ры строятся на акцентированных конт­ растах, как-то внезапно снижает его обаяние, его действенность. «Я знаю, чем для тебя так силен Ана­ толий,— говорит Олег Тане,— только цена человека меряется не этим. Я ни­ когда не говорил о нем ничего плохого и не скажу. Он действительно хороший парень. Просто... у нас с ним разная ма-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2