Сибирские огни, 1964, №7
нием лепить характеры, развивать собы тия, проникать в духовный мир совре менного человека. Я узнаю Н. Дементье ва по тому, как он безбоязненно ведет повествование от лица своего главного героя, как искренне и доверительно рас сказывает он читателю о сложностях че ловеческих взаимоотношений, как по- прежнему зорок его глаз художника. И одновременно я вижу, что стал он более точен и дальновиден в отборе деталей и что стилю его свойственна теперь уве ренность человека, твердо знающего, че го он хочет. Видимо, отсюда идут и ком позиционная собранность произведения, и его сюжетная четкость, и языковая строгость. Татьяна Белова рассказывает о том, как она воспитывалась, как и чему учи лась, где и кем работала, наконец, как вышла замуж. Была, разумеется, лю бовь. Как всегда, внезапная и возвы шающая. Как всегда, необычная. Для тех, кто ее переживает. Для тех, кто «потом» пытается ее объяснить. Танька-Встанька, энергичная, умная и красивая женщина, вдруг обнаружила гнетущую пустоту в душе и решилась разобраться, что к чему. Это был очень горький самоанализ. Обнаружилось, что сначала она желала лишь «устроить свою судьбу» — хорошо, удобно и вы годно. О любви в этом случае не было и речи. Лобовь пришла нежданно и сме шала все ее планы. Но ненадолго. Боязнь, что любовь не принесет необхо димых в жизни удобств, не принесет достатка, боязнь, что она разрушит ее покой и всегдашнее равновесие женщи ны, знающей себе цену, заставляет ее отказаться от любви. Конфликт Тать- , яны с любимым ею Олегом проходил не бурно, а естественно и закономерно, по тому что с детства она впитала от своих родителей дуз? собственничества, дух эгоизма. Однако большая часть романа не вос принимается только как история одной любви, пусть поучительная, потому что мы здесь подробно знакомимся то с ро дителями Татьяны, то с двумя претен дентами на ее руку, с двумя разными по характеру инженерами — Анатолием Локотовым и Олегом Алексеевым, то с «рабочей династией Антиповых» Родители Татьяны — люди честные, красивые, трудолюбивые. Соседи, глядя на них, любовались, а дети ими горди лись. Они в самом деле все умели и ра ботали неутомимо, ловко и споро, но преимущественно для себя. Больше все го они пеклись о собственном доме, хо зяйстве, семье. Все остальное для них словно бы и не существовало. Мещан ство, свидетельствует Н. Дементьев, приобрело современное обличие. Оно не в тунеядстве и праздности, не в пусто словии только, а в деятельной, Здоро вой и разумной, на первый взгляд, жиз ни. Но тем сильнее его влияние на не устойчивые души, тем сложнее его рас познать, тем труднее с ним бороться. Писатель верно вскрывает социальную подоплеку мировоззрения и поведения Татьяны Беловой. Этой тоже ведь рабочей семье — Бе лов по профессии расточник на крупном заводе — противопоставлено семейство Антиповых, потомственных рабочих. Своеобразной совестью династии Анти повых был самый старший из них — Николай Ильич. Он особенно дорожил честью семьи, много и самоотверженно поработавшей на благо общества. И ког да, сын его Игнат Николаевич позволил себе поступиться этой честью, Николай Ильич так и не смог простить его, хотя тот и раскаялся искренне. Наиболее полно в романе раскрыты характеры Олега и Анатолия. Они друзья до поры до времени, вместе ра ботают, вместе пишут диссертацию. Но люди эти разные и по поведению, и по взглядам на творчество, на свои права и обязанности в обществе. Анатолий умен и хорошо воспитан. Он умеет работать собранно, методично и много. Права стать настоящим уче ным он добивался упорно и с большой настойчивостью. Когда у него с Олегом диссертация была почти готова, Олег вдруг отказался защищать ее вместе, потому что в теме он обнаружил скры тие возможности принципиально иного ее решения. Анатолия это обстоятель ство не смутило: он один защитил дис сертацию. Не смутило его и вскоре об наруженное равнодушие к нему Тать яны Беловой — он продолжал добивать ся ее согласия на брак, уловив в ней что-то родственное себе. Анатолий не ошибся, Татьяна действительно вышла за него замуж, и образ человека недале кого, в чем-то ограниченного уже сло жился в нашем сознании. Здесь, по-моему, наметился выход пи сателя к важным конфликтам нашего времени. Сейчас многое в романе све дено к столкновению яркого таланта с ординарной бездарностью умного испол нителя чужих идей. Олег противостоит Анатолию во всем. И внешне он красив (Анатолий подчеркнуто неказист), и с людьми он прост, открыт, приветлив (Анатолий обычно угрюмо деловит), и работает он легко, весело, отдаваясь де лу целиком и, конечно, бескорыстно. Таньку-Встаньку (это он так задорно ее прозвал) любит глубоко, искренне и не идет ни на какие компромиссы, когда выясняется, что она, не •любя, к Анато лию потянулась. Словом, все наоборот. И эта особенность романа, где характе ры строятся на акцентированных конт растах, как-то внезапно снижает его обаяние, его действенность. «Я знаю, чем для тебя так силен Ана толий,— говорит Олег Тане,— только цена человека меряется не этим. Я ни когда не говорил о нем ничего плохого и не скажу. Он действительно хороший парень. Просто... у нас с ним разная ма-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2