Сибирские огни, 1964, №7
ную раму, третьей поправит посудную лавку — и все это безвозмездно, разве что за стакан самогону. С годами един ственная рука Зули, не выдержав двой ной нагрузки, начала сдавать, не смог ла уже больше держать топор. Приш лось ему пойти в «почмейстеры». И тут человеколюбие Зули негаданно облек лось в самую активную форму — он на перед самолично прочитывал все пись ма и этим действительно не отличался от гоголевского персонажа. Только гого левский почтмейстер-прохвост делал это из чувства самосохранения да поганень- кого любопытства, Зуля же руковод ствовался соображениями исключитель но гуманного свойства. Ведь худая весть может застать человека врасплох, тя жело ранить его. Зуля, узнав о ней за ранее, принимал свои меры, смягчал удары, облегчал людям страдания, пре дупреждал ошибки. Разумеется, автор понимает щекотливость ситуации и пи шет о действиях Зули и отношениях к ним односельчан, которые знали о его грешке, не без иронии. Но и тут чита теля ожидает неожиданный поворот в теме, ибо Зуле можно бы сказать, что его действия противозаконны, но он не понял бы вас, потому что «всегда считал противозаконным лишь то, что прино сит людям вред. Его же образ действия приносит только пользу, и потому он са мый что ни на есть законный. Так-то»,— заканчивает в свойственной для него ма нере автор. У Михаила Алексеева много краси вых людей в повести. Иногда он ими от кровенно любуется, порою пишет о них с улыбкой, он умеет и пошутить над своим героем, не боится поставить его в неловкое положение, показать его не совершенство именно потому, что он уверен в его человеческом достоинстве, которое правда не может оскорбить или унизить, даже если она порою жестока. Что же все-таки цементирует повесть при отсутствии ведущих персонажей и сквозного действия? Авторская позиция. Определенность писательской концеп ции, то, что Лев Толстой называл един ством самобытного нравственного отно шения автора к предмету. Возможно, для того именно, чтобы усилить впечат ление заинтересованного, откровенно пристрастного отношения к предмету, Алексеев неустанно напоминает читате лю о своем присутствии среди действую щих лиц. Но он редко вторгается в их взаимоотношения, вернее, среди героев он старается быть и показать себя слу чайным человеком. Он не мешает, а по могает им «самовыражаться». Знаменателен эпизод «Необыкновен ной переписи». Речь идет тут о тех буг рах и ямах, которые остались в Высел ках 'от бывших домов и дворов, о судь бах их обитателей. В селе оказался че ловек, который много лет вел необыч ную летопись Выселок учет покинув шего их населения. Сильная глава. Про цесс отлива рабочей силы из деревни в город продолжается и по сей день. Несколько дальше в повести описана другая сцена — отъезд из Выселок в город демобилизовавшегося парня. Наб людавший сцену выселковый летописец Иннокентий Данилов «говорил сердито»: « — Видал? Что ты скажешь про это?.. Молчишь? Вот то-то и оно. Все молчат, а тут не молчать надо, а криком кричать. Бить в набат надо!» .И так да лее; следует гневная филиппика старого деда, видящего в этом явлении послед ствия культа личности. «Долгие годы подрывалась вера в землю, ту самую землю, какую народ испокон звал ма терью, кормилицей и прочими ласковыми словами. А ведь при Сталине-то она ма чехой для крестьянина обернулась». Много еще подобных горьких, во многом справедливых слов произносит дед-чу дак. В них есть истина. Но в них есть и заблуждение. Отражение ошибочных взглядов на исторический процесс ста рого, малограмотного крестьянина, вос питанного на опыте натурального произ водства. Он не понимает прогрессивного значения резкого сокращения рабочей силы в деревне при переходе на товар ный способ производства сельскохозяй ственной продукции. Для него уменьше ние количества дворов в Выселках за тридцать лет более чем вдвое, отлив молодежи в города, на стройки —- тра гедия, разрушение основ. Для авто ра — неотвратимый процесс, историче ская необходимость. Но всего в рецензии не скажешь. А главное подчеркну: повесть М. Алексе ева, как всякое истинно художественное творение, будит мысль и тревожит сердце... Н. Я н о в с к и й ИСТОРИЯ одного НЕУДАЧНОГО ЗАМУЖЕСТВА Н овое произведение Н. Дементье ва— «Замужество Татьяны Бело вой» 1— я прочитал с большим интере сом. Это объясняется и тем, что я дав но слежу за творчеством одаренного пи сателя, и тем, что в романе легко обна руживаются как прежние его привлека тельные качества и особенности, так и новые, вызванные явно возросшим уме- - 1 Н. Д е м е н т ь е в . Замужество Татьяны Беловой. Роман. «Нева», 1963, № 12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2