Сибирские огни, 1964, №7
ры. А характер, как известно, — про дукт социальной среды, историческое явление. Создать характер — значит ис следовать какую-то важную сферу жиз ни, проникнуться духом времени, осмыс лить механизмы общественного движе ния. Перед художником встает пробле ма: человек и общество. И тут талант Алексеева оборачивается наиболее силь ной своей стороной — остротой в поста новке злободневных проблем. Возьмите любую из его человеческих историй. Са ми по себе, если их пересказать без не обходимой для искусства конкретизации в лицах, они не новы. Любой из нас зна ет, слышал, встречал нечто подобное в жизни. Ан нет. Прозаик находит свой поворот, новый ракурс, и мы задумыва емся над глубиной и смелостью авторско го проникновения в социальную природу явления, задумываемся над стихией, его породившей. Такова, к примеру, притча о прозви ще деревенского вещуна, носителя не истребимого народного оптимизма, во площающего в себе колхозную совесть, хитроватого и умнейшего, хоть немного и простоватого с виду Кузьмы Удальцо- ва. На заре артельного строительства поставили Кузьму Никифоровича, по причине его исключительной честности и порядочности, пасечником. «М ед сла док, а человек на сладкое падок», — глубокомысленно сострил при этом шут ник-председатель. Вручили деду «пче линую библию» — книжицу из районно го магазина, но тот и раскрыть ее не ус пел, как явился некий уполномоченный, страсть озабоченный пчелиным хозяйст вом. Следует злая, ироническая сцена с коротким финалом: « — Ну вот что, дед. Мне некогда. То роплюсь в поле. Угостил бы медком-то. Мне одну каплю...» Кузьма Никифорович угостил. «И с той поры начал угощать так ча сто и многих из района и области, что подумал однажды: не есть ли это глав ная его обязанность? Угощал по капле, но капель этих собиралось так много, что на трудодни ничего уж и не остава лось. Вот откуда выкатилась позорная капелюха, начисто замазавшая доброе имя... Пчела берет взятку с цветка, а с пче лы берут взятку... кто? После такого вопроса, вставшего вдруг, внезапно, Капля как-то заскучал, сник, грустно задумался». В повести, обращенной к сегодняшне му дню, пронизанной заботами и радо стями, светотенями современных буд ней, часто возникают драматические об разы тридцатых годов — голод в По волжье, раскулачивание, стихийные бед ствия. Люди мерли, разорялись, сироте ли, уходили из села, оставляя после се бя пустыри, заколоченные окна, пепели ща. Вот явился с неудачного рандеву от красавицы-вдовушки, сельской лукавой прелестницы по имени Журавушка, сто- 184 личный хлыщ Самонька, припожаловав ший в родное село аж из самой Москвы. Под глазом у Самоньки предательская дуля. У родственников за завтраком хва тило душевного такта не терзать его са молюбие расспросами. Но дед-таки опло шал, не сдержался и съязвил, однако тут же поспешил на выручку племянни ку, заодно ликвидируя свою промашку: — Не в яму ль какую угодил, в ста рый погреб?.. Их с тридцатых годов вон сколько осталось... как после бомбежки. Не ровен час, ввалишься... Сколько од ного скота покалечено!.. Еще больше опустошений понесли Выселки от войны. Безрукий Зуля, дру гие калеки, вдовы, сироты, поломанные судьбы многих поселян — этот мотив настойчиво возникает в повести А лек сеева, болью отдаваясь в сердце чита теля, не позволяя забыть о мере народ ных страданий, какие принесло с собой гитлеровское нашествие, о непомерно дорогой цене победы. Нам нередко последнее время дово дится читать в критических статьях, в публицистике, слушать в речах разго воры о гуманизме, о человечности ав торских позиций, демократизации лите ратуры и т. п. Часто, очень часто эти высокие слова не имеют реального, зри мого наполнения. Абстракция всегда от дает холодком равнодушия. Авторские позиции Алексеева проникнуты лю бовью к людям. Это — любовь с болью, с откровенной грубоватой нежностью. И теми же чувствами он наделяет своих героев. Однорукий калека — фронтовик Зу ля, страстный в прошлом столяр, нау чился невероятным усилием воли ма стерить незамысловатые поделки. «Озорная и гордая баба» — все та же Журавушка — оказалась его первой за казчицей. У Зулиной супруги возникла необходимость усилить бдительность. И вот она приметила любопытную вещь: муж ее, коротконогий, носатый, однору кий, то есть некрасивый по всем стать ям, в тот момент, когда к нему вернул ся мастер, вновь, как в прошлые довоен ные времена, стал нравиться женщинам. Почему? Для автора это не праздный вопрос. И Алексеев раскрывает перед читателями прекрасную душу Зули. Еще Бальзак заметил, что незаурядных женщин можно пленить лишь чарами ума или благородством характера. Не сомненно, Журавушка у Алексеева —• женщина незаурядная, а Зуля, как впрочем многие в повести, отмечен бла городством характера и умом. Но мы помним, автор положил завет изобра жать людей необычных, составляющих неповторимое лицо села. Оттого нрав ственные принципы их иногда оборачи ваются неожиданной стороною. Одолев свое увечье и обучившись во второй раз. плотничьему ремеслу, Зуля брал зака зы в основном у солдатских вдов. Одной починит кадушку, другой свяжет окон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2