Сибирские огни, 1964, №7

Пикеринг не может удовлетворить ее просьбу и по-английски выразить эту полную отчаяния мысль. Первый раз Евгения Ивановна поки­ дала родину, повинуясь внезапному и -слепому чувству, не рассуждая, не ду­ мая. Вторично она уезжает, сознательно приняв губительное свое решение. Первый раз ее рассудок молчал, а •сердце оказалось маленьким, невмести­ тельным. Девичья влюбленность в заез­ жего офицера вытеснила и потушила ве­ ликое чувство Родины. И во второй раз Евгения Ивановна вновь заглушила это чувство, так томившее ее одинокими эмигрантскими ночами, заглушила под влиянием доводов рассудка, естествен­ ной жажды благополучия. Но человеку для честного счастья, как недавно заме­ тил Леонов, необходимы не только ум и воля, но еще и большое сердце. А за маленькое сердце, за слабость, за изме­ ну, за отказ от Родины, за уход от свое­ го прошлого расплата неминуема. Бри­ танские медики объяснили смерть Евге­ нии Ивановны послеродовым осложне­ нием. С грустной иронией Леонов гово­ рит о неточности их диагноза, ибо в нем ничего не говорилось о том, что пациент­ ка— русская, попытавшаяся отказаться от родины и навек расстаться со своим прошлым. А ни то, ни другое сделать нельзя. Нельзя остаться без Родины, нельзя выйти из потока истории, разорвать связь времен,, зачеркнуть вчерашний день. Нельзя даже тогда, когда он пока­ зался тебе отвратительным, как Страто­ нов. Нужно уметь оглядываться назад, нужно видеть мир во всей сложности и противоречивости его развития, нужно уметь различить в мертвом иногда ча­ стички, а иногда и корневую систему живого. «Копай свое прошлое так, — сказали грузины Пикерингу на прощанье, — чтобы это помогало стать честней и кра­ ше будущему». Нет, далеко не случайно сказочным принцем Евгении Ивановны стал не пи­ сатель, музыкант или промышленник, а ученый, и не юрист,, химик или зоолог, а именно археолог, своеобразный храни­ тель богатств истории, неутомимый пу­ тешественник по давно выветрившимся и стершимся ее караванным путям. Стратонов пытается остаться в про­ шлом. Евгения Ивановна хочет изба­ виться от него. И один только мудрый профессор Пикеринг знае-т, что во имя честною и прекрасного будущего уроки прошлого необходимы. Сам Пикеринг говорит об этом печальным афоризмом: «Прошлое учит настоящее не повторять его несчастий в будущем... как всегда, впрочем, без особого успеха». А надо бы сделать эти уроки плодотворными — та­ кова затаенная мечта Пикеринга, Впрочем, не менее знаменитого ар­ хеолога мечтает об этом и сам Л. Л ео ­ нов, четверть века работавший над не­ большой повестью. Только глухой не услышит в повести грустной ноты, в которой отчетливо вы­ ражено сожаление Л. Леонова, его со­ чувствие к своей страдающей героине. От этого повесть выиграла, стала значи­ тельнее, серьезнее, человечнее, эмоцио­ нально богаче. Если б это было только осуждение, только гнев, только проку­ рорская речь, то это был бы, конечно, не Леонов. Но смысл повести Л. Леонова никак не' следует сводить к судьбе самой Евге­ нии Ивановны. Сюжеты Леонова, как айсберги. Чтобы измерить их полно­ стью, следует нырнуть в ледяную воду. Там, в глубине, и раскроется, что ис­ ключительная и как будто невероятно далекая от современности биография миссис Пикеринг заставляет задуматься над очень актуальными вопросами эти­ ки и философии истории. П а в е л ' Г л и н к и н >БУДИТ МЫСЛЬ И ТРЕВОЖИТ СЕРДЦЕ О новом произведении Михаила О Алексеева1, популярного в послед­ ние годы прозаика, нет центрального персонажа, следовательно, нет сюжета в традиционном смысле слова. Это •— по­ весть в новеллах:. Автор предупреждает читателя, чтобы тот не ожидал обычных в беллетристике приемов построения. Он заявляет без обиняков: «Н е будет главного персонажа, как полагалось бы в традиционной повести». Все герои «в порядке живой, что ли, очереди» игра­ ют роли то главных, то второстепенных. В повести «Х л е б — имя существи­ тельное» дело решает вся гамма, если можно так выразиться, персонажей. Как остро подметил Алексеев, в каждом — малом, большом .ли — селении есть не­ кий «набор » лиц, без которых трудно представить- существование этого селе­ ния. «.Без,, них оно утратило бы свою фи­ зиономию...» Галерея колоритных фи­ гур — жителей заурядной волжской де­ ревни представляется читателю со стра-' ниц творения художника. Бесспорно пластическое мастерство Алексеева. Но автор не только, вернее, не столько жи­ вописец-натуралист, бытописующий со­ временников, он еще и психолог. Глав­ ная его задача — исследовать характе- ■; 1М и х а и л А л е к с е е в . Хлеб — имя су­ ществительное.*- «Звезда», 1964, № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2