Сибирские огни, 1964, №7
Пикеринг не может удовлетворить ее просьбу и по-английски выразить эту полную отчаяния мысль. Первый раз Евгения Ивановна поки дала родину, повинуясь внезапному и -слепому чувству, не рассуждая, не ду мая. Вторично она уезжает, сознательно приняв губительное свое решение. Первый раз ее рассудок молчал, а •сердце оказалось маленьким, невмести тельным. Девичья влюбленность в заез жего офицера вытеснила и потушила ве ликое чувство Родины. И во второй раз Евгения Ивановна вновь заглушила это чувство, так томившее ее одинокими эмигрантскими ночами, заглушила под влиянием доводов рассудка, естествен ной жажды благополучия. Но человеку для честного счастья, как недавно заме тил Леонов, необходимы не только ум и воля, но еще и большое сердце. А за маленькое сердце, за слабость, за изме ну, за отказ от Родины, за уход от свое го прошлого расплата неминуема. Бри танские медики объяснили смерть Евге нии Ивановны послеродовым осложне нием. С грустной иронией Леонов гово рит о неточности их диагноза, ибо в нем ничего не говорилось о том, что пациент ка— русская, попытавшаяся отказаться от родины и навек расстаться со своим прошлым. А ни то, ни другое сделать нельзя. Нельзя остаться без Родины, нельзя выйти из потока истории, разорвать связь времен,, зачеркнуть вчерашний день. Нельзя даже тогда, когда он пока зался тебе отвратительным, как Страто нов. Нужно уметь оглядываться назад, нужно видеть мир во всей сложности и противоречивости его развития, нужно уметь различить в мертвом иногда ча стички, а иногда и корневую систему живого. «Копай свое прошлое так, — сказали грузины Пикерингу на прощанье, — чтобы это помогало стать честней и кра ше будущему». Нет, далеко не случайно сказочным принцем Евгении Ивановны стал не пи сатель, музыкант или промышленник, а ученый, и не юрист,, химик или зоолог, а именно археолог, своеобразный храни тель богатств истории, неутомимый пу тешественник по давно выветрившимся и стершимся ее караванным путям. Стратонов пытается остаться в про шлом. Евгения Ивановна хочет изба виться от него. И один только мудрый профессор Пикеринг знае-т, что во имя честною и прекрасного будущего уроки прошлого необходимы. Сам Пикеринг говорит об этом печальным афоризмом: «Прошлое учит настоящее не повторять его несчастий в будущем... как всегда, впрочем, без особого успеха». А надо бы сделать эти уроки плодотворными — та кова затаенная мечта Пикеринга, Впрочем, не менее знаменитого ар хеолога мечтает об этом и сам Л. Л ео нов, четверть века работавший над не большой повестью. Только глухой не услышит в повести грустной ноты, в которой отчетливо вы ражено сожаление Л. Леонова, его со чувствие к своей страдающей героине. От этого повесть выиграла, стала значи тельнее, серьезнее, человечнее, эмоцио нально богаче. Если б это было только осуждение, только гнев, только проку рорская речь, то это был бы, конечно, не Леонов. Но смысл повести Л. Леонова никак не' следует сводить к судьбе самой Евге нии Ивановны. Сюжеты Леонова, как айсберги. Чтобы измерить их полно стью, следует нырнуть в ледяную воду. Там, в глубине, и раскроется, что ис ключительная и как будто невероятно далекая от современности биография миссис Пикеринг заставляет задуматься над очень актуальными вопросами эти ки и философии истории. П а в е л ' Г л и н к и н >БУДИТ МЫСЛЬ И ТРЕВОЖИТ СЕРДЦЕ О новом произведении Михаила О Алексеева1, популярного в послед ние годы прозаика, нет центрального персонажа, следовательно, нет сюжета в традиционном смысле слова. Это •— по весть в новеллах:. Автор предупреждает читателя, чтобы тот не ожидал обычных в беллетристике приемов построения. Он заявляет без обиняков: «Н е будет главного персонажа, как полагалось бы в традиционной повести». Все герои «в порядке живой, что ли, очереди» игра ют роли то главных, то второстепенных. В повести «Х л е б — имя существи тельное» дело решает вся гамма, если можно так выразиться, персонажей. Как остро подметил Алексеев, в каждом — малом, большом .ли — селении есть не кий «набор » лиц, без которых трудно представить- существование этого селе ния. «.Без,, них оно утратило бы свою фи зиономию...» Галерея колоритных фи гур — жителей заурядной волжской де ревни представляется читателю со стра-' ниц творения художника. Бесспорно пластическое мастерство Алексеева. Но автор не только, вернее, не столько жи вописец-натуралист, бытописующий со временников, он еще и психолог. Глав ная его задача — исследовать характе- ■; 1М и х а и л А л е к с е е в . Хлеб — имя су ществительное.*- «Звезда», 1964, № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2