Сибирские огни, 1964, №7
/С ш ш (ЖАРЕНИЕ Л. Ф и н к НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН Н еторопливо и размеренно движется действие в новой повести Леонида Леонова1. Тщательно выписанные пейза жи сменяются то обилием бытовых под робностей, то нарочито замедленным ритмом диалогов, то четкими и настоль ко рельефными контурами событий, что перед вашим мысленным взором с уди вительной наглядностью встают все трое: миловидная русская женщина из степного захолустного города и оба ее спутника — заживо похоронивший себя, язвительный, словно отравленный соб ственной слюной белогвардеец Страто нов и долговязый британский археолог Пикеринг с лицом урода и светлой, обаятельной душой мудреца. Малолюдна повесть Л. Леонова, и это сначала вызывает недоумение. Писатель так любит громоздкие и сложные спле тения фабулы, которые, как он уверен, при любой сложности лишь весьма при близительно способны воспроизвести за кономерности подлинной жизни. А в но вой повести всего три судьбы, правда, причудливо пересеченные, но зато ли шенные, на первый взгляд, привычного для прозы Леонова большого ассоциа тивного фона. Но это только на первый взгляд. Повесть Л. Леонова обманывает своей внешней простотой и очевидностью. Ка 1 Л е о н и д Л е о н о в . Еу£еша ] уаполг- ла. Повесть.— «Знамя», 1963, № 11. жется, все ясно в ее бытовом сюжете, который от одного тщательно, со скульп турной выпуклостью вылепленного эле мента движется к другому такому же и словно исчерпывает замысел художника. . С каждой страницы повести к нам приходит жизнь, рассказанная писате лем, в даровании которого тесно слиты зоркая — где-то на пределе возможно го — наблюдательность и поразительная мастеровитость во владении словом. Чи таешь Л. Леонова и не только видишь и слышишь, но, кажется, обоняешь и ося заешь созданный им многоликий, пест рый, бесконечно богатый и непрерывно меняющийся мир. Но когда идешь по этому миру, идешь вслед за течением жизни, воссозданной фантазией писа теля, все неотвязнее и отчетливее стано вится убеждение, что Леонов и на этот раз верен себе: есть у повести глубина, проникнуть в которую и увлекательно, и радостно, и необходимо. Исследователи Л. Леонова давно за метили, что в его произведениях бывает как бы два сюжета, один — бытовой, очевидный, другой — философско-пси хологический, скрытый, причем и в са мом бытовом столкновении главная дви жущая пружина — конфликт мировоз зрений. Именно так и построена новая повесть. Поэтому понять ее — значит, прежде всего, следовать за логикой раз вертывания сюжета, постепенно прони кая в очень сложную,, но и очень строй ную архитектонику леоновской мысли. Тыловая барышня в коричневом платьице с кружевной пелеринкой встре чает симпатичного подпоручика с рукой на перевязи. А л л е я старых акаций, стишки о сиянии глаз, обязательная в устах юриста-третьекурсника деклама ция о чудном образе, богине и Офелии— все захолустно, буднично, пошло и ни чем бы не грозило наивной провинциал ке, если бы пришлось ко времени тихого и сонного застойного бытия. Но время
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2