Сибирские огни, 1964, №7

положительно портрет А. Г. Коонен, 1911 — 1917 г г . » ,— сказала в заключе­ ние Алиса Георгиевна. В 1960 г. вышло новое издание книги Александра Яковлевича Головина «Встречи и впечатления» под редакци­ ей А . Г. Мовшенсона. Составителем этой книги проделана большая работа по сбору новых материалов о Головине. Со смутной надеждой на то, что о «Цы ­ ганке» что-либо знает Мовшенсон, я от­ правилась к нему. Но ничего нового мне узнать не удалось. Этот портрет он ви­ дел впервые. Но А . Г. Мовшенсон по­ мог мне побывать у некоторых ленин­ градцев, близко знавших А . Я. Голови­ на. Александр Викторович Рыков — из­ вестный театральный художник, в прош­ лом ученик Головина — еще раз под­ твердил подлинность авторства Голови­ на в этом портрете. Но чего-либо кон­ кретного о портретируемой он сказать не мог, этого портрета А . В. Рыков не видел. Разговор с Ольгой Иосифовной Ры­ баковой оказался очень интересным. Ее родители были близки с Головиным, ко­ торый не раз писал портреты членов семьи Рыбаковых. В ее квартире нахо­ дятся замечательные работы А . Я. Го­ ловина, в том числе и огромный портрет Ольги Иосифовны со своей матерью Л. Я. Рыбаковой. Этот портрет поразил меня. На нем изображена та же самая шаль, что и на плечах цыганки! Тот же цвет, тот же рисунок, те же узоры и ки­ сти. Правда, на портрете «Цыганки» шаль светлее по тону. Но ведь портрет не закончен художником, а кроме того, весь красочный слой портрета дал силь­ ные осыпи, что ослабило насыщенность цвета. В воспоминаниях о А . Я. Головине О. И. Рыбакова пишет: «Головин очень любил русские яркие платки, разные ткани, дорожки-половики. По рассказам Анны Яковлевны — вдовы художника, он часто просил ее повесить на стену несколько платков и любовался их со­ четаниями. На нашем двойном портрете (Л. Я. Рыбакова с дочерью, 1923 г .— И. М.) за нами висят два таких платка— один шерстяной светлый с цветами, дру­ гой шелковый переливчатый, черно-ли­ лово-серебристый...» Именно черно-лилово-серебристый платок накинут на плечи цыганки. Это же подтвердила и Ольга Иосифовна. Анна Яковлевна Головина— вдова ху­ дожника, живущая в г. Пушкине,— встретила меня радушно. Когда я объ­ яснила ей цель моего прихода, она очень заволновалась. Старушка, вглядываясь, долго смотрела на портрет и, будто что- то вспоминая, слегка морщилась. Потом сказала, не отрывая глаз от портрета: «С меня портрет. Мой портрет. Ш аль моя и фигура моя. Волосы мои. У меня были такие черные длинные волнистые волосы. Руки мои... Лицо не мое». Мы знаем примеры из творческой де­ ятельности А . Я. Головина, когда ху ­ дожник одевал свою натуру в нужный ему костюм, дополняющий характер изо­ браженного. Может быть, Анна Яков­ левна служила художнику только нату­ рой, а образ, вдохновивший Головина,— это молодая трагическая актриса Алиса Коонен? Ведь Александр Яковлевич знал ее, мог видеть на сцене МХАТа или вообразить ее по просьбе Мейер­ хольда в роли цыганки Маши из «Ж и ­ вого трупа» Л. Толстого! В этом еще раз убеждает сходство черт лица А . Г. Коонен и «Цыганки». О времени создания портрета Анна Яковлевна сказала очень неопределен­ но — с 1911 — 1912 по 1917 годы. Под­ твердить свое предположение о времени она ничем не смогла. У нее не осталось никаких вещей, никаких документов, связывающих ее с прошлым,— все по­ гибло в Великую Отечественную войну. Но поиски не окончены. Самое необ­ ходимое сейчас — это прочесть абсо­ лютно верно надпись. В этом поможет «Научно - исследовательская лаборато­ рия служебной экспертизы». Хочется убедиться, что предположе­ ния о написании А . Я. Головиным порт­ рета, названного «Цыганка», с актрисы А . Г. Коонен окончательно подтвердят­ ся при дальнейшей работе по атрибу­ ции картины. В творческом наследии за­ мечательного русского художника А лек ­ сандра Яковлевича Головина будет про­ читана еще одна страница. И. М А Л АШ И Н А , научный сотрудник Новосибирской картинной галереи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2