Сибирские огни, 1964, №7
«Цы ганке». Попробуем разобраться, по чему же она так названа. Известно, что А . Я. Головин очень ча сто писал портреты актеров в театраль ных костюмах и гримах. Так, им были созданы знаменитые портреты Федора Шаляпина в ролях Бориса Годунова, Олоферна, Мефистофеля, Демона. Рабо тая над портретами актрис, художник внимательно изучал характерные осо бенности моделей и решал костюм, грим, интерьер с учетом характера внешности исполнительницы. Примером могут слу жить его известные «Испанки». «Цыганка» — не просто изображение определенного народного типа. Здесь явно передан образ какого-то действу ющего лица и одновременно актрисы :— творца этого сценического образаЛ Сре ди каких театральных персонажей мы можем найти женщину, подобную голо винской цыганке?. Тщательно анализируя ее образ, сопо ставляя его с литературными героями известных произведений, предполагаю, что это — ^цыганка Маша из «Живого трупа» Л . Н. Толстого. \Маша, с ее ду шевной глубиной, страстью и человеч ностью. Впервые спектакль «Живой труп» был поставлен на сцене Московского ху дожественного театра в 1911 году. Цы ганку Машу в спектаклях М ХАТа с 1911 по 1913 год играла Алиса Георги евна Коонен. Да ведь ее инициалы сов падают с надписью на «Цы ганке» Голо вина! « К А Г » — Коонен Алиса Геор гиевна. Но одного совпадения инициалов не достаточно. Нужно знать, каков был внешний облик Коонен в роли Маши. Просматриваю всевозможную литерату ру о постановке «Живого трупа». В от вет на мой запрос из музея Льва Т о л стого получаю фотографию Коонен в ро ли Маши. Глядя на фотографию, вспо минаю описание актристы, данное в кни ге П. А . Маркова «Театральные портре ты »: « А главное, была у Коонен в этой роли хорошая простота, даже в самой внешности ее цыганки Маши — в ее черных гладких волосах, рассеченных посредине прямым пробором, в черном длинном шелковом шуршащем платье, в плавной медленности движений и, бо лее всего, в силе и заразительности пе реживаний». В деталях костюма и прически «Ц ы ганки» Головина и Маши — Коонен есть некоторое несоответствие, но сходство в чертах лица убедительно. В ответ на мое письмо ей Коонен со общила, что с Головиным она встреча лась в Петербурге и Москве. Художник писал ее, но этого портрета она не пом нит. МоЖно предположить, что портрет был написан Головиным на основании каких-либо этюдов или по впечатлению. Творчество А . Я. Головина имеет много этому примеров. Ответ А . Г. Коонен мало удовлетво рил меня, и я продолжала поиски. Через дирекцию художественных вы ставок и панорам Министерства куль туры СССР узнаю адрес бывшего вла дельца портрета —• московского коллек ционера Ю. Е. Блок. На мое письмо получаю ответ: «Картина эта много лет находилась в доме, где не оста лось в живых никого, кто бы знал ее историю». В беседе с народной артисткой РСФС Р Алисой Георгиевной Коонен я получила много ценных сведений. А ли са Георгиевна не отрицает своего сход ства с женщиной, изображенной на портрете, она только думает, что голо винская цыганка выглядит несколько старше, чем могла быть в то время акт риса. Коонен вспомнила свои встречи с Головиным и рассказала об одном очень важном факте: режиссер В. Э. Мейер хольд вместе с Головиным собирался поставить «Живой труп» и приглашал ее на роль Маши. Возможно, тогда А . Я. Головин заинтересовался Коонен и соз дал этот портрет по впечатлению, вдох нув в него и свое представление о тол стовской Маше. Подумав, Алиса Геор гиевна сделала еще одно предположе ние, в которое я не очень смело верю. Около 1917 года Коонен играла цыган ку, героиню в пантомиме Кузьмина «Д у хов день в Толедо ». «Может быть, в этой пьесе видел меня Александр Яков левич и, вдохновившись, написал мой портрет. Я не возражаю, если Вы напи шете: А . Я. Головин. «Цыганка». Пред
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2