Сибирские огни, 1964, №7

«Цы ганке». Попробуем разобраться, по­ чему же она так названа. Известно, что А . Я. Головин очень ча­ сто писал портреты актеров в театраль­ ных костюмах и гримах. Так, им были созданы знаменитые портреты Федора Шаляпина в ролях Бориса Годунова, Олоферна, Мефистофеля, Демона. Рабо­ тая над портретами актрис, художник внимательно изучал характерные осо­ бенности моделей и решал костюм, грим, интерьер с учетом характера внешности исполнительницы. Примером могут слу ­ жить его известные «Испанки». «Цыганка» — не просто изображение определенного народного типа. Здесь явно передан образ какого-то действу­ ющего лица и одновременно актрисы :— творца этого сценического образаЛ Сре­ ди каких театральных персонажей мы можем найти женщину, подобную голо­ винской цыганке?. Тщательно анализируя ее образ, сопо­ ставляя его с литературными героями известных произведений, предполагаю, что это — ^цыганка Маша из «Живого трупа» Л . Н. Толстого. \Маша, с ее ду­ шевной глубиной, страстью и человеч­ ностью. Впервые спектакль «Живой труп» был поставлен на сцене Московского ху­ дожественного театра в 1911 году. Цы­ ганку Машу в спектаклях М ХАТа с 1911 по 1913 год играла Алиса Георги­ евна Коонен. Да ведь ее инициалы сов­ падают с надписью на «Цы ганке» Голо­ вина! « К А Г » — Коонен Алиса Геор­ гиевна. Но одного совпадения инициалов не­ достаточно. Нужно знать, каков был внешний облик Коонен в роли Маши. Просматриваю всевозможную литерату­ ру о постановке «Живого трупа». В от­ вет на мой запрос из музея Льва Т о л ­ стого получаю фотографию Коонен в ро­ ли Маши. Глядя на фотографию, вспо­ минаю описание актристы, данное в кни­ ге П. А . Маркова «Театральные портре­ ты »: « А главное, была у Коонен в этой роли хорошая простота, даже в самой внешности ее цыганки Маши — в ее черных гладких волосах, рассеченных посредине прямым пробором, в черном длинном шелковом шуршащем платье, в плавной медленности движений и, бо­ лее всего, в силе и заразительности пе­ реживаний». В деталях костюма и прически «Ц ы ­ ганки» Головина и Маши — Коонен есть некоторое несоответствие, но сходство в чертах лица убедительно. В ответ на мое письмо ей Коонен со­ общила, что с Головиным она встреча­ лась в Петербурге и Москве. Художник писал ее, но этого портрета она не пом­ нит. МоЖно предположить, что портрет был написан Головиным на основании каких-либо этюдов или по впечатлению. Творчество А . Я. Головина имеет много этому примеров. Ответ А . Г. Коонен мало удовлетво­ рил меня, и я продолжала поиски. Через дирекцию художественных вы­ ставок и панорам Министерства куль­ туры СССР узнаю адрес бывшего вла­ дельца портрета —• московского коллек­ ционера Ю. Е. Блок. На мое письмо получаю ответ: «Картина эта много лет находилась в доме, где не оста­ лось в живых никого, кто бы знал ее историю». В беседе с народной артисткой РСФС Р Алисой Георгиевной Коонен я получила много ценных сведений. А ли ­ са Георгиевна не отрицает своего сход­ ства с женщиной, изображенной на портрете, она только думает, что голо­ винская цыганка выглядит несколько старше, чем могла быть в то время акт­ риса. Коонен вспомнила свои встречи с Головиным и рассказала об одном очень важном факте: режиссер В. Э. Мейер­ хольд вместе с Головиным собирался поставить «Живой труп» и приглашал ее на роль Маши. Возможно, тогда А . Я. Головин заинтересовался Коонен и соз­ дал этот портрет по впечатлению, вдох­ нув в него и свое представление о тол­ стовской Маше. Подумав, Алиса Геор­ гиевна сделала еще одно предположе­ ние, в которое я не очень смело верю. Около 1917 года Коонен играла цыган­ ку, героиню в пантомиме Кузьмина «Д у ­ хов день в Толедо ». «Может быть, в этой пьесе видел меня Александр Яков­ левич и, вдохновившись, написал мой портрет. Я не возражаю, если Вы напи­ шете: А . Я. Головин. «Цыганка». Пред­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2