Сибирские огни, 1964, №7
П о и с к и я н а х о д к и НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОРТРЕТ А. Я. ГОЛОВИНА С большого холста смотрит широко раскрытыми глазами молодая смуглая женщина. Фигура ее смещена в левую часть картины — будто она ненадолго присела отдохнуть. Сомкнутые на ко ленях усталые руки, кажется, вот-вот вытянутся в нервном изломе. С плеча ее спадает шаль с кистями. Рядом с женщиной на стуле лежит гитара. Художник разместил детали таким образом, что создается впечатление оди ночества и неустроенности. Этому спо собствует серовато-коричневый колорит живописи и беспокойные черные пятна юбки женщины, ее волос и узора охри- сто-коричневой драпировки. —- Кто эта женщина? -— задают воп рос посетители Новосибирской картин ной галереи, стоя перед картиной А лек сандра Яковлевича Головина «Цыган ка ». О «Цыганке» мне было известно очень немногое. В галерею портрет поступил под таким названием и установленным авторством А . Я. Головина через Цент ральную закупочную комиссию. Раз мер картины 159 ,8X113 ,5 см, темпера, холст. Работа не была закончена ху дожником, а до реставрации в 1959 го ду дала большие осыпи красочного слоя по всей поверхности холста. Авторство Головина не вызывает ни каких сомнений. Несмотря на свою не законченность, портрет поражает глу биной проникновения художника в образ модели.; Эта особенность очень характер на для творчества Головина, который считал, что «каждая работа, прерван ная в любой момент, должна нести в се бе все качества художественного произ ведения, и художественная правда долж на проявляться на всех стадиях творче ской работы мастера» ^ О принадлежности ' «Цыганки» кисти Головина свидетельствует и техника ис полнения портрета, полностью совпада ющая с приемами живописи замечатель ного художника. Как известно, масля'- ными красками А . Я. Головин пользо вался в станковой живописи 80— 90-х годов. Начав работать в театре, где все декорации исполнялись клеевыми крас ками, Головин выработал новую техни ку живописи. «Н а холсте он смешивал четыре разных материала: клеевую кра ску, которой пишут декорации, темпе ру, гуашь; в эти влажные краски он втирал пастель. Головин неизменно пользовался в живописи этими матери алами». Когда Головиным была написана «Ц ы ганка»? По образному решению портретируе мой и манере письма можно предполо жить, что портрет создан около 1910 — 1915 гг. При внимательном изучении произве дения справа внизу на ножке стула об наруживаются еле заметные, трудно чи таемые три буквы: « К А Г » . Что значат эти буквы? Иногда Головин подписывал работы своими инициалами, но эти буквы не со ответствуют им. Значит, они могут быть инициалами изображенной на портрете женщины. (Александр Яковлевич Головин — ху дожник своеобразного театрализованно го портрета. Мастер театрально-декора ционного искусства, он видит портрети руемых сквозь призму театра. «Портре ты кисти Головина ценны не только как содержательные документы и художест венные материалы по истории русского театра, дающие изобразительное пред ставление о многих выдающихся акте рах. Они выражают определенную тен денцию русской портретной живописи 1900-х годов — развитие реалистиче ского декоративного портрета». Головинские портреты не только де коративны, они всегда решены монумен тально и психологически насыщены. Все произведения этого талантливого художника так индивидуальны, что их легко отличить от работ других живо писцев. Все перечисленные качества портретов Головина мы находим и в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2