Сибирские огни, 1964, №7

П о и с к и я н а х о д к и НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОРТРЕТ А. Я. ГОЛОВИНА С большого холста смотрит широко раскрытыми глазами молодая смуглая женщина. Фигура ее смещена в левую часть картины — будто она ненадолго присела отдохнуть. Сомкнутые на ко­ ленях усталые руки, кажется, вот-вот вытянутся в нервном изломе. С плеча ее спадает шаль с кистями. Рядом с женщиной на стуле лежит гитара. Художник разместил детали таким образом, что создается впечатление оди­ ночества и неустроенности. Этому спо­ собствует серовато-коричневый колорит живописи и беспокойные черные пятна юбки женщины, ее волос и узора охри- сто-коричневой драпировки. —- Кто эта женщина? -— задают воп­ рос посетители Новосибирской картин­ ной галереи, стоя перед картиной А лек ­ сандра Яковлевича Головина «Цыган­ ка ». О «Цыганке» мне было известно очень немногое. В галерею портрет поступил под таким названием и установленным авторством А . Я. Головина через Цент­ ральную закупочную комиссию. Раз­ мер картины 159 ,8X113 ,5 см, темпера, холст. Работа не была закончена ху­ дожником, а до реставрации в 1959 го­ ду дала большие осыпи красочного слоя по всей поверхности холста. Авторство Головина не вызывает ни­ каких сомнений. Несмотря на свою не­ законченность, портрет поражает глу ­ биной проникновения художника в образ модели.; Эта особенность очень характер­ на для творчества Головина, который считал, что «каждая работа, прерван­ ная в любой момент, должна нести в се­ бе все качества художественного произ­ ведения, и художественная правда долж­ на проявляться на всех стадиях творче­ ской работы мастера» ^ О принадлежности ' «Цыганки» кисти Головина свидетельствует и техника ис­ полнения портрета, полностью совпада­ ющая с приемами живописи замечатель­ ного художника. Как известно, масля'- ными красками А . Я. Головин пользо­ вался в станковой живописи 80— 90-х годов. Начав работать в театре, где все декорации исполнялись клеевыми крас­ ками, Головин выработал новую техни­ ку живописи. «Н а холсте он смешивал четыре разных материала: клеевую кра­ ску, которой пишут декорации, темпе­ ру, гуашь; в эти влажные краски он втирал пастель. Головин неизменно пользовался в живописи этими матери­ алами». Когда Головиным была написана «Ц ы ­ ганка»? По образному решению портретируе­ мой и манере письма можно предполо­ жить, что портрет создан около 1910 — 1915 гг. При внимательном изучении произве­ дения справа внизу на ножке стула об­ наруживаются еле заметные, трудно чи­ таемые три буквы: « К А Г » . Что значат эти буквы? Иногда Головин подписывал работы своими инициалами, но эти буквы не со­ ответствуют им. Значит, они могут быть инициалами изображенной на портрете женщины. (Александр Яковлевич Головин — ху­ дожник своеобразного театрализованно­ го портрета. Мастер театрально-декора­ ционного искусства, он видит портрети­ руемых сквозь призму театра. «Портре­ ты кисти Головина ценны не только как содержательные документы и художест­ венные материалы по истории русского театра, дающие изобразительное пред­ ставление о многих выдающихся акте­ рах. Они выражают определенную тен­ денцию русской портретной живописи 1900-х годов — развитие реалистиче­ ского декоративного портрета». Головинские портреты не только де­ коративны, они всегда решены монумен­ тально и психологически насыщены. Все произведения этого талантливого художника так индивидуальны, что их легко отличить от работ других живо­ писцев. Все перечисленные качества портретов Головина мы находим и в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2