Сибирские огни, 1964, №7
ним, а с теми, чьи знания передает учитель ученику. В науке ученик, не соглас ный с учителем,— это его оппонент. Он отвергатель его взглядов, его методов, его трудрв, а значит, в какой-то мере, и его заслуг, его авторитета. Глядишь — иной «м олокосос » начинает не только критиковать, а порой и учить. Это же надо су меть стерпеть. Хорошо, если ученик уважительный, мягкий. А если нет? А если к тому же он действительно нашел у учителя ошибки, уличил его в незнании вопро са, да еще вдобавок сумел найти куда более интересное решение вопроса, чем это удалось ему, авторитету? Не каждый может стать настоящим учите лем в науке, и не всегда даже хороший учитель может перенести справедливую критику и «о б гон » со стороны своих учеников. Чтобы быть хорошим учителем в науке, надо самому уметь учиться у своих учеников, уметь поступиться своим ав торитетом, когда аргументов не хватает и авторитет превращается в обух, кото рым «доказывают» строптивым свою правоту методами, древними, как мир. Конечно, не обошлось и без этого, без столкновения самолюбий, без зажима авторитетами инакомыслящих, без «павших на поле боя», без драк с карьериста ми и зажимщиками. Получилось как обычно в жизни — с трудностями и срыва ми, но при общем великолепном коллективном движении вперед. У этого движе ния было и есть знамя: «нет ученых без учеников» — лозунг, родившийся в Ака демгородке. Подготовка кадров в Сибирском отделении достигла масштабов, которые род нили его, по массовости обучающихся, с вузами. Уже к 1962 году число аспиран тов Отделения перевалило за пятьсот. Сотни молодых специалистов, ежегодно приходящих в институты Отделения, повышали свою квалификацию, не только работая в лабораториях, под руководством более старших сотрудников, ио и про слушивая специальные научные семинары, организованные во многих институтах и лабораториях. Сотни студентов Университета включились в работу научных ла бораторий, проходя здесь стажировку и обучаясь проведению научных исследова ний на конкретном материале науки. Иногда их курсовое и дипломное проектиро вание превращалось в серьезное научное исследование, проводимое вместе с ру ководителем. Такими, например, стали работы по плазме пятикурсников физфака Галеева и Захарова, сделанные ими в лаборатории молодого, тридцатилетнего док тора физико-математических наук Роальда Сагдеева. Ученые широко включились в обучение школьников. Когда в позапрошлом году начала работать летняя физико-математическая школа, в которой училось бо лее 250 юных сибиряков, отобранных через жесткую систему математических олимпиад, 50 ученых Сибирского отделения читали им лекции. Американцы недавно подсчитали, что 90 процентов всех работ по химии вы полнено десятью процентами химиков, а Институт Челлака даже провел массовые психологические опыты, показавшие, что только десять процентов самодеятельно го населения представлено активными инициативными работниками, и лишь 3 — 5 процентов среди них обладает обостренным чувством инициативы. Из этого можно бы сделать вывод, что люди, способные к истинному творчеству, составляют лишь небольшую часть людей. Что ж, в этом есть известный элемент правды, и поэтому •отбор особо способных к науке людей является немаловажным условием разви тия научного процесса. Недаром и в Сибирском отделении Академии наук такому отбору уделялось немало внимания, особенно при отборе учащихся. Сибирские математические олимпиады, а теперь — и химические олимпиады школьников, ста ли важным звеном такого раннего отбора. Опыт показал: из общего числа вклю чившихся в такое соревнование юных умов все его этапы проходит один из двад цати' или тридцати. Но, кроме отбора, есть еще нечто очень важное: активное руководство обу чением, атмосфера, благоприятная для творческого роста. Известно, что только ■единицы из подлинных талантов достигают творческого расцвета без помощи учи телей. Таланту нужен учитель. Даже средних способностей человек, если он имел хороших учителей и творческую атмосферу для роста,— может стать серьезным ученым. Открытие таланта — коллективное дело. Его обеспечивает весь строй
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2