Сибирские огни, 1964, №7

ним, а с теми, чьи знания передает учитель ученику. В науке ученик, не соглас­ ный с учителем,— это его оппонент. Он отвергатель его взглядов, его методов, его трудрв, а значит, в какой-то мере, и его заслуг, его авторитета. Глядишь — иной «м олокосос » начинает не только критиковать, а порой и учить. Это же надо су­ меть стерпеть. Хорошо, если ученик уважительный, мягкий. А если нет? А если к тому же он действительно нашел у учителя ошибки, уличил его в незнании вопро­ са, да еще вдобавок сумел найти куда более интересное решение вопроса, чем это удалось ему, авторитету? Не каждый может стать настоящим учите­ лем в науке, и не всегда даже хороший учитель может перенести справедливую критику и «о б гон » со стороны своих учеников. Чтобы быть хорошим учителем в науке, надо самому уметь учиться у своих учеников, уметь поступиться своим ав­ торитетом, когда аргументов не хватает и авторитет превращается в обух, кото­ рым «доказывают» строптивым свою правоту методами, древними, как мир. Конечно, не обошлось и без этого, без столкновения самолюбий, без зажима авторитетами инакомыслящих, без «павших на поле боя», без драк с карьериста­ ми и зажимщиками. Получилось как обычно в жизни — с трудностями и срыва­ ми, но при общем великолепном коллективном движении вперед. У этого движе­ ния было и есть знамя: «нет ученых без учеников» — лозунг, родившийся в Ака­ демгородке. Подготовка кадров в Сибирском отделении достигла масштабов, которые род­ нили его, по массовости обучающихся, с вузами. Уже к 1962 году число аспиран­ тов Отделения перевалило за пятьсот. Сотни молодых специалистов, ежегодно приходящих в институты Отделения, повышали свою квалификацию, не только работая в лабораториях, под руководством более старших сотрудников, ио и про­ слушивая специальные научные семинары, организованные во многих институтах и лабораториях. Сотни студентов Университета включились в работу научных ла­ бораторий, проходя здесь стажировку и обучаясь проведению научных исследова­ ний на конкретном материале науки. Иногда их курсовое и дипломное проектиро­ вание превращалось в серьезное научное исследование, проводимое вместе с ру­ ководителем. Такими, например, стали работы по плазме пятикурсников физфака Галеева и Захарова, сделанные ими в лаборатории молодого, тридцатилетнего док­ тора физико-математических наук Роальда Сагдеева. Ученые широко включились в обучение школьников. Когда в позапрошлом году начала работать летняя физико-математическая школа, в которой училось бо­ лее 250 юных сибиряков, отобранных через жесткую систему математических олимпиад, 50 ученых Сибирского отделения читали им лекции. Американцы недавно подсчитали, что 90 процентов всех работ по химии вы­ полнено десятью процентами химиков, а Институт Челлака даже провел массовые психологические опыты, показавшие, что только десять процентов самодеятельно­ го населения представлено активными инициативными работниками, и лишь 3 — 5 процентов среди них обладает обостренным чувством инициативы. Из этого можно бы сделать вывод, что люди, способные к истинному творчеству, составляют лишь небольшую часть людей. Что ж, в этом есть известный элемент правды, и поэтому •отбор особо способных к науке людей является немаловажным условием разви­ тия научного процесса. Недаром и в Сибирском отделении Академии наук такому отбору уделялось немало внимания, особенно при отборе учащихся. Сибирские математические олимпиады, а теперь — и химические олимпиады школьников, ста­ ли важным звеном такого раннего отбора. Опыт показал: из общего числа вклю­ чившихся в такое соревнование юных умов все его этапы проходит один из двад­ цати' или тридцати. Но, кроме отбора, есть еще нечто очень важное: активное руководство обу­ чением, атмосфера, благоприятная для творческого роста. Известно, что только ■единицы из подлинных талантов достигают творческого расцвета без помощи учи­ телей. Таланту нужен учитель. Даже средних способностей человек, если он имел хороших учителей и творческую атмосферу для роста,— может стать серьезным ученым. Открытие таланта — коллективное дело. Его обеспечивает весь строй

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2