Сибирские огни, 1964, №7
местных — новосибирских и томских ученых с учеными, приехавшими из Москвы, Ленинграда и Львова. Впрочем, приехавшие тоже, в большинстве своем, были «си биряками» — они вели исследования на территории Сибири. Многие из собра вшихся здесь уже были взаимно знакомы. Они знали и ценили друг друга по ра ботам. Здесь не возникло конкурентных групп, и в Институте быстро установилась такая дружная рабочая обстановка, как будто его коллектив существовал уже мно го лет. Институт оказался особым по кадрам: такого скопления крупных специали стов — сибиреведов геологов и геофизиков в других местах не было. Три акаде мика, семь членов-корреспондентов Академии наук СССР — это была самая зна чительная группа членов Академии в Отделении и, пожалуй, среди других акаде мических геологических институтов страны. Состав и опыт научных кадров быстро сказался на работе Института. Уже вскоре после открытия он стал выпускать фундаментальные исследования по во просам геологии и геофизики Сибири. Все наиболее значительное, что происходи ло в это время с горными богатствами Сибири,— несло следы участия ученых ин ститута. Институт быстро создал у себя хорошую экспериментальную базу, взял на вооружение новейшие методы физики, химии, математики, и теперь здесь начина ют зарождаться новые научные направления, те элементы «прорыва в неведомое», которые назревают сейчас в геологической науке, идущей, подобно биологии, на встречу своей революции. Здесь, благодаря особым условиям Академгородка, на чинают создаваться новые контакты геологии с другими науками, которые так нужны сегодня. 5 Вы знаете, каков средний возраст основных работников Новосибирского Ака- .демгородка? Меньше 35 лет. Главная же масса сотрудников в среднем имеет око ло 30 лет и меньше. Только некоторые из самых молодых приехали сюда докторами и кандидата ми наук. Большинство молодых докторов и кандидатов «остепенилось» на месте. Уже в 1961 году средний возраст защитивших докторские диссертации был 39 лет, а кандидатские — 32 года. Теперь он еще меньше. Стремительный рост производства и науки требует привлечения к работе ог ромной массы специалистов. Их дают в основном школы и вузы. Комсомольский возраст становится главным для многих сибирских городов. Особенно новых. Но все-таки... Все-таки раньше не удавалось так быстро выращивать научные кадры высокой квалификации. Обстановка для такого роста оказывалась более трудной. Когда еще создавался новосибирский научный центр, имелось в виду сразу же обрастить его «старш ее» ядро талантливой молодежью. Молодые таланты ис кали, им создавали условия для быстрого роста, их смело выдвигали. Это было так же важно, как собрать многоопытную «тяжелую артиллерию» науки. Важно не только потому, что старших научных кадров не хватало. Важно еще и потому, что наука фронтом выходила в новые области знания. В результате этого старше му поколению ученых приходилось спешно переучиваться, «забывать» многое из того, чему его учили, нередко менять научные взгляды, складывавшиеся годами. А вот молодежь — та сразу начала с нового. Смелость в науке давалась ей легче. То, что молодые силы Отделения сразу пошли в гору,— это было одним из важнейших моральных и деловых достижений поколения учителей, собравшегося в Академгородке. Действительно, здесь объединились не просто опытные деятели науки, а именно учителя, профессора вузов, создатели научных школ, ревнители важных научных направлений, деятельные воспитатели молодого поколения науч ных сил. Быть учителем в науке не просто. Это в школе учитель — непререкаемый -авторитет. И если ученик с ним не согласен, то он не согласен в сущности не с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2