Сибирские огни, 1964, №6
деле поэзии встречаются иногда слиш ком гладкие, а в отдельных случаях и наивно-прямолинейные стихотворения. Нельзя без улыбки читать такое, напри мер, воспевание радости труда. А гордость в с е р д ц е п л ещ е т , И хочет с е р д ц е петь! Р а сп р а ви в плечи , С аж у сь я в клеть! (К . Б а б к и н « Р а д о с т ь» ) . Но большинство стихов альманаха от мечено чертами зрелости и своеобразия. И хотя не все стихи сопровождаются фо тографиями авторов, лица этих поэтов не спутаешь. М . Сафонов избегает поэтических кра сот, нарочито огрубляет стих , и сама ж изн ь , изображенная им в стихотворе ниях «Б уд ни » и «Зрелость» , предстает к ак суровое, а порой жестокое испыта ние для молодых рабочих, недавно при ехавших на одну из строек в Сибири. Поэт передает исклю чительную напря женность труда — «до повальной уста лости , до липучего жаркого пота», рас сказывает о том, как мучительно трудно подниматься на работу по утрам («как за жизнь, за кровать цеплялись»). Но именно в этих суровых буднях поэт от крывает подлинную романтику : новички не хотят сдаваться, назло скептикам они не «побегут по весне»: П одним али с ь и шли , ч т о бы снова Х олод зл ой одолет ь ; Ч тобы зем лю , м оро зом ск о в ан н ую , Ч тобы зем лю , ту гую , с п р е с с о в а н н ую > Т еплотою с е р д е ц о то г р е т ь . С ти хи М. Сафонова, мужественные, полные энергии, может быть , ярче, чем все остальное в этом номере, передают атмосферу сегодняшнего Кузбасса, па фос строительства, героику труда. В иной манере — бытовой, чуть иро ничной — пишет И. Киселев . В своем стихотворении «Н ачало » поэт отвергает упреки тех, кто рассуждает «мудро и чинно » , кто обвиняет поэта в том, что «под тридцать уже, а ты — все начинаю щ ий » . Да, может быть, ему не хватает гордости и твердости характера , может быть , позже с него «по-особому спросит ся » . Но ему нравится быть всегда и вез де начинающим, не считать «ни лет, ни ошибок», быть по-прежнему молодым. В стихах В . Баянова ощущается не малый жизненный опыт автора и его умение взглянуть на прожитое с высоты сегодняшнего дня и найти неожиданные аналогии между тем, что было, и тем, что он понял только теперь. Именно не ожиданность поэтических образов, их точное попадание в цель и подкупает в этих стихах, строгих, продуманных , про чувствованных. В стихотворении «В о имя летних ж атв» он вспоминает о своей юности, ко торая совпала с войной, и «двадцать стукнуло за Эльбой», там, где сейчас у воинских могил возлагаются скромные- венки: И во зм ож но , Ч то , свеж ий от весен них рос , И мне д ав н о венок в о зл ож ен З а ав то с тр ад о й у б ер е з . В о имя . сини н еб о свод а , В о и м я мирных л е т н и х ж а т в Т а м лучш и е мои три г о д а В п еске н а д Э льбою л е ж а т . Незабываемо стихотворение «Немое- кино» — одно из лучших в этом номере. Поэт вспоминает далекое детство свое, первые яркие впечатления, которые по л уч али сельские ребятишки, когда за право посмотреть кино по очереди кру тили р у ч к у динамо-машины — каждый по одной части. И т о л ь к о то г д а , уж е ч а с т ью в торой . К ин о д л я меня н а ч и н а л о с ь . . . Н е т о теп ерь врем я , Н е т о село . Я д у м аю очень часто , Ч т о в ж и зни и д е т с тв о м ое п р ош л о П роп ущ е н н ой первой ч а стью . Философским раздумьем пронизано, стихотворение Е. Буравлева « Л иш ь бы люди —■ богаче». В грузных , неровных,, но полны х значения строках изображает ся старик — поэт, который «бы л честен,, поэтому дьявольски беден», но который; всю ж и зн ь раздаривал людям богатства, добывая их из собственного сердца. И вот теперь, согнутый бременем лет, «он, как слон, пробирается к той долине, где клином весь свет». Н о он счастли в , д а , сч астли в ! Он лю д ям о тдал все б о г а т с т в а , Он н е м ог по -иному — Р а д и э то го стоило ж и т ь . Л и ш ь бы люди — бо гаче , Л и ш ь бы л ю д и 'м о г л и в о с т о р г а т ь с я , Н е н а в и д е т ь , см ея ться , С г о р а т ь и лю бить . Сокровенный смысл стихотворения) подчеркнут гравюрой В . М язина , ста рое, измученное лицо поэта-мыслителя,. рука , сжимающая посох, л уч и солнца, пересекаемые листьями, — падающими листьями осени. Здесь много сказано — о честности поэта и человека, о щедрости душевной и творческой, об отдаче себя без остатка и об обретении именно в этом самого- большого богатства. И все же стихотво рение, к ак и гравюра, слишком абстракт но и, пожалуй , излишне многозначитель но. Они воспринимаются к ак нечто вне временное и внесоциальное. В самом- старике мало чувствуется живой, кон кретный человек, он слишком умозрите лен, потому не может возбуждать в нас чувства любви и участи . Закры та последняя страница альмана ха «О гни Кузбасса». О многом заставил этот номер подумать. И прежде всего о- том, какими нелегкими- путями разви
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2