Сибирские огни, 1964, №6
пож алуй , лучший образ в рассказе. Так понятно его желание вы глядеть посолид нее и старше своих лет. Понятна и его напускная суровость, с которой он вы слушивает просьбы нуждающихся , — в трудных условиях живет поисковая пар тия, и Вася Иванович бессилен пока удовлетворить эти просьбы. Но душа у него отзывчивая, и поэтому так тяжело задумывается он над судьбой Гошки и Ню си , особенно долго гася при этом оку рок о лежащую у него на столе глыбу горного хрусталя. Е с т ь в конце рассказа слова, которые произносит плотник А гафонкин : «Вить как оно порой получается. Вроде смот ришь на человека, а человека-то и не ви дишь. Ровно между глаз попадает». В. Мазаев умеет видеть человека, с его особенностями, с его душевными си лами, скрывающимися порой под непри метной наружностью. Вот Гош ка — мол чаливы й , неказистый, с блокнотиком, сшитым из ученической тетради, в cano-, гах со сбитыми до белизны носками. Ни чем не замечательная личность . Неда ром же девушки легко оставляют его, как только находится кто -нибудь получ ше. Но вот встречается в его жизни де в уш ка , для которой он — самый лучший и единственный, и Гошка сразу раскры вается как человек незаурядный . И пи сатель умеет передать это превращение своего героя, умеет заинтересовать им, заставляет нас пристальнее присмотреть ся к нему, чтобы человек не попадал «между глаз» . Любопытная деталь: «пока зимник за ручьем был пустой безжизненной короб кой, как-то никто не замечал, что он стоит на замечательном месте». Но вот поселились здесь люди, и « ср а зу стало видно, какая здесь красота» . Дело, ко нечно, не просто в том, что в этом строе нии появились жильцы , — главное, что здесь поселились люди, любящие друг друга . Именно любовь преобразила «особняк за ручьем», и любовь открыла глаза людей на ранее не замеченную красоту. В л учш и х произведениях номера как бы рассыпаны блестки юмора, неброско го, ненавязчивого, непридуманного, но словно подслушанного в ж изни , подме ченного там, где менее жизнерадостные люди не усмотрели бы никакого повода для улыбки . Много хорошего в альманахе! И все же... есть в нем и такое, с чем трудно согласиться . Главное — огорчает какая- то художественная незавершенность, очерковость, а точнее — этюдность ряда произведений. Большинство авторов — молодежь, умеющая видеть ж изн ь и рас сказывать о ней искренне, увлеченно, заражающе, но, к сожалению, не вла деющая в совершенстве художествен ным оружием. Поэтому, чи тая этот но мер, испытываешь не только радость встречи с новыми именами, но и чувство неудовлетворенности от того, что твор - ческие замыслы не получают глубокого развития, лишены той полноты , кото рая придает произведению закончен ность и совершенство. Внимательнее присмотреться к людям: призывает и Г. Немченко. Но его беспо коят судьбы самых маленьких, вроде ге роя его рассказа «Сережка , Антонов ский ветеран». Кому из нас незнакома романтика дет ской игры в войну? Кто не чи та л с ув лечением описание битвы двух «армий» в «Приклю чениях Тома Сойера ?» Кто не вооружался в свое время деревянны ми мечами и щитами и не бился «на смерть» со своими противниками? А вот Г . Немченко развенчивает ореол вокруг военной игры. Войну между мальчиш ками на Антоновской стройпло щадке он расценивает как обыкновен ную драку й считает противоестествен ным , чтобы сражались между собой от ряд имени Чапаева и отряд имени Щорса. В этой авторской позиции есть свой резон. Вражда между мальчишками , ча сто незаметная Глазам взрослых , обора чивается для самих детей серьезными переживаниями, а иногда приобретает характер драматический. Писатель со здает правдивый образ рыжего Дерибас- ки — хитрого, жестокого, нечестного мальчиш ки , который намеренно, не гн у шаясь средствами, разжигает вражду между «супятчиками» и «мехколонца- ми». И все-таки рассказ оставляет чувство неудовлетворенности. Отчасти это объ ясняется выбором главного героя. Се режка слишком робок, даже трусоват, чтобы и грать сколько-нибудь активную роль в событиях, описанных в рассказе. Е го роль чисто страдательная: именно он становится жертвой вражды мальчи шек, — ему пробили голову камнем, и этот случай - заставил взрослых покон чить с «войной». Совершенно безлики в рассказе взрос лые. Ч у т ь -ч у т ь «вырисовываются из тьмы» черты «дяди К уд -К удаха» . А ми тинг «пацанов» , который должен, по мысли взрослых , начать собою новую эру на стройплощадке, выглядит искус ственным. Трудно поверить, что, прого лосовав « за вечный мир», все м альчиш ки, вклю чая Дерибаску, по пр и зы в у на чальника стройки, будут собирать метал лолом и, кроме того, как один, усядутся за руль грузовиков! Пьеса О. Павловского «Гордиев узел» — наиболее крупное по объему произведение пятнадцатого альманаха О чем оно? О сложностях семейных взаимоотношений. Человеку вдруг ста новится скучно с женщиной, с которой он прожил немало лет. Добавьте к это му, что упомянутому человеку встрети лась на жизненном пути другая , более- умная и яркая женщина. Примите ва
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2