Сибирские огни, 1964, №6

— Кочетова. В каждом из этих работ .мастерски передан характер изображае­ мых людей. Чувствуется , что художник сумел передать его вполне своеобразно и неповторимо. А ткни н в своей работе использует не только иконографические данные , но тщательно вникает в биогра­ фию изображаемого, ищет в ней индиви­ дуальное и характерное. Г . А . А ткниным создано немало круп ­ ны х панно и пейзажей. К ним относятся панно Новосибирского оперного театра (находится в одном из помещений Но­ восибирского вокзала), панно здания Ташкентского оперного театра имени Навои — (в Дели, как дар узбекских артистов артистам Индии); им вышита центральная часть огромного узбек­ ского ковра, посвященного 300-летию воссоединения Укр аины с Россией; вы ­ ш ивка золотой нитью большого ковра (центр) «Приезд В . И. Л е н ин а в Петро­ гр ад » , посвященного юбилею 250 -летия основания Ленинграда. Д л я ташкентско­ го Дома ученых художником выполнены панно под названием: « В е с н а » , «Лето», «О сен ь» и «Зима» . Многие работы А т к н и н а не учтены , хотя его художественная выш ивка не­ повторима, ее всегда можно отличить среди других подобных работ. В настоящее время Г . А . А ткни н жи­ вет и работает в А лм а -А те . Он достиг высокого совершенства в этой исключи­ тельно редкой в Советском Союзе обла­ сти прикладного искусства не только п у ­ тем усовершенствования традиционной техники хакасской гладевой и тамбур­ ной вышивки , которая в ее старом виде действительно сковывала его портретное мастерство. В этом А т к н и н у помогла и специальная художественная подго­ товка. Следовательно, для портретной' выш ивки еще недостаточно владеть иг­ лой, знать орнаментальную вышиваль ­ ную технику, надо иметь изобразитель­ ное знание, то есть надо зна ть анатомию человека, законы света и цвета и мно­ гое другое. В этом качественное отли­ чие А ткнина -художника от колхозных вышивальщ иц . Только поэтому совер­ шенно неправомерно работы А ткнина - художника противопоставлять вышив ­ кам колхозных вышивальщиц, к ак это сделал художник А . К алинин в своей статье в газете «Советская Х акасия » (№ 5 2 , 19 6 0 г.). А . Калинин и Н . Домо- жаков и др. хотят, чтобы в произведени­ ях А тк н и н а сохранялась хакасская на­ родная специфика. Ем у предлагают портреты обрамлять хакасским орнамен­ том. От А ткнина требуют того, от чего он, в результате творческих исканий, давно отказался. Защ итники «чистой» национальной традиции суживают понятие современ­ ного прикладного искусства Хакасии . Они не хотят понять, что традиция не может быть извечной, что она в новых условиях общественного развития мо­ жет изменяться и совершенствоваться. Нетрудно , например, заметить, что сов­ ременная хакасская вышивка значитель ­ но хуж е старых образцов. Некоторые выш ивальщ ицы ухудшение качества своих работ объясняют отсутствием чер­ ного бархата и шелковых ниток. В этом доля правды есть. Но главная причина , конечно, кроется именно в больших пе­ ременах в жизни хакасского народа: вы ­ ш итая одежда сейчас бытует только у старшего поколения. Молодежь национальное платье но­ сит только по случаю праздника , в осо­ бенности свадебного обряда. Обычной одеждой теперь у них является одежда общесоюзного покроя. Выш и тая , старо­ го покроя шуба или демисезонное паль ­ то, главным образом женское, теперь встречаются весьма редко. Выш и вк а те­ перь в Х а касии не является массовой, она чаще всего применяется для укра ­ шения декоративного костюма в театре или в клубе . Следовательно , портретная вышивка А ткни н а — явление новое в развитии хакасского прикладного искусства . П. К А Р А Л Ь К И Н .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2