Сибирские огни, 1964, №6
— Кочетова. В каждом из этих работ .мастерски передан характер изображае мых людей. Чувствуется , что художник сумел передать его вполне своеобразно и неповторимо. А ткни н в своей работе использует не только иконографические данные , но тщательно вникает в биогра фию изображаемого, ищет в ней индиви дуальное и характерное. Г . А . А ткниным создано немало круп ны х панно и пейзажей. К ним относятся панно Новосибирского оперного театра (находится в одном из помещений Но восибирского вокзала), панно здания Ташкентского оперного театра имени Навои — (в Дели, как дар узбекских артистов артистам Индии); им вышита центральная часть огромного узбек ского ковра, посвященного 300-летию воссоединения Укр аины с Россией; вы ш ивка золотой нитью большого ковра (центр) «Приезд В . И. Л е н ин а в Петро гр ад » , посвященного юбилею 250 -летия основания Ленинграда. Д л я ташкентско го Дома ученых художником выполнены панно под названием: « В е с н а » , «Лето», «О сен ь» и «Зима» . Многие работы А т к н и н а не учтены , хотя его художественная выш ивка не повторима, ее всегда можно отличить среди других подобных работ. В настоящее время Г . А . А ткни н жи вет и работает в А лм а -А те . Он достиг высокого совершенства в этой исключи тельно редкой в Советском Союзе обла сти прикладного искусства не только п у тем усовершенствования традиционной техники хакасской гладевой и тамбур ной вышивки , которая в ее старом виде действительно сковывала его портретное мастерство. В этом А т к н и н у помогла и специальная художественная подго товка. Следовательно, для портретной' выш ивки еще недостаточно владеть иг лой, знать орнаментальную вышиваль ную технику, надо иметь изобразитель ное знание, то есть надо зна ть анатомию человека, законы света и цвета и мно гое другое. В этом качественное отли чие А ткнина -художника от колхозных вышивальщ иц . Только поэтому совер шенно неправомерно работы А ткнина - художника противопоставлять вышив кам колхозных вышивальщиц, к ак это сделал художник А . К алинин в своей статье в газете «Советская Х акасия » (№ 5 2 , 19 6 0 г.). А . Калинин и Н . Домо- жаков и др. хотят, чтобы в произведени ях А тк н и н а сохранялась хакасская на родная специфика. Ем у предлагают портреты обрамлять хакасским орнамен том. От А ткнина требуют того, от чего он, в результате творческих исканий, давно отказался. Защ итники «чистой» национальной традиции суживают понятие современ ного прикладного искусства Хакасии . Они не хотят понять, что традиция не может быть извечной, что она в новых условиях общественного развития мо жет изменяться и совершенствоваться. Нетрудно , например, заметить, что сов ременная хакасская вышивка значитель но хуж е старых образцов. Некоторые выш ивальщ ицы ухудшение качества своих работ объясняют отсутствием чер ного бархата и шелковых ниток. В этом доля правды есть. Но главная причина , конечно, кроется именно в больших пе ременах в жизни хакасского народа: вы ш итая одежда сейчас бытует только у старшего поколения. Молодежь национальное платье но сит только по случаю праздника , в осо бенности свадебного обряда. Обычной одеждой теперь у них является одежда общесоюзного покроя. Выш и тая , старо го покроя шуба или демисезонное паль то, главным образом женское, теперь встречаются весьма редко. Выш и вк а те перь в Х а касии не является массовой, она чаще всего применяется для укра шения декоративного костюма в театре или в клубе . Следовательно , портретная вышивка А ткни н а — явление новое в развитии хакасского прикладного искусства . П. К А Р А Л Ь К И Н .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2