Сибирские огни, 1964, №6

ного сундучка , Гр иш а узнал много но­ вого и полезного. Вышивая , он слыш а л похвалу и на ­ смешки. Иные видели в этом не м уж ­ ское дело. Девушки -сверстницы с хит­ рецой в глазах ш утливо приставали к Грише « н а у чи ть » их вышивать рукави ­ цы . Чем старше становился Гриша, тем чаще стыдливо избегал показывать свои вышивки. Мать же ласково успокаивала сына. Она говорила: мужчина может не только вышивать, но и вырезывать фи ­ гуры из дерева, рисовать на бумаге, и все это одно и то же -— «хоосталр» (изо­ бражение). Однажды отец Гриш и привез из Ми­ нусинска газету с портретом В . И . Л е ­ нина. Это было вскоре после граждан­ ской войны. О Л енине в улусе слыш али от партизан, а один комиссар рассказал, что Ленин ж ил в Ш уш е , что он еще тог­ да, до революции, бывал среди крестьян и хакасов... Отец перерисовал портрет на полотно, а Гр иш а красочно расшил его края хакасским узором. Этот порт­ рет долго висел на стене юрты, и у л у с - ники частенько заходили посмотреть на Ленина. В Минусинской ш коле Гриша увле ­ кался рисованием. Отец раздобыл ста ­ рую конторскую к н и г у с розовыми ли ­ ниями, превращенную Гришей в альбом для -рисования. Вскоре в ней появилось множество рисунков из улусной жизни : девушки и парни в ярких национальных платьях, пастухи на верховой лошади, охотники с руж ьями за плечами и табун резвых лошадей, бегущих среди кур ган ­ ных каменных стен ... В 19 30 году в Х акасию приехал ново­ сибирский писатель Ев г . Филиппович Иванов. Он написал кни гу о первом пе­ редовом колхозе «М ал -Х ад ар и » . Григо­ рий А ткни н проиллюстрировал ее сво­ ими рисунками. В Москве, куда Григория командиру­ ют на учебу , он поступает в сельскохо­ зяйственную академию имени Тимирязе­ ва на гидромелиоративный факультет. Но по-прежнему он жадно интересуется живописью. У вле чение было замечено преподавателями академии, и А тк н и н пе­ реводится в Ленинградский художест­ венный институт (теперь Академия ху ­ дожеств им. Репина). Здесь он учится на скульптурном факультете , упорно ов­ ладевает изобразительным искусством: бывает в музеях и библиотеках. В Эр ­ митаже и Государственном музее этно­ графии народов С С С Р знакомится с к о в - рами-портретами, гобеленами с различ ­ ными сценами, и все сильнее пробуж­ дается в нем интерес к портретной вы ­ шивке. А ткнин , к а к никогда, по-настоя­ щему оценил и бщутимо представил се­ бе хакасскую выш и в к у . Ем у вспомнился и портрет Ленина , неумело и спо л н е н -. ный отцом, вспомнил и обрамление, им вышитое. А тк н и н знал , что у хакасов никогда не бывали ковры и гобелены. Но, владея иглой, хорошо зная хакас­ скую вышивку, он твердо решил ис­ пользовать ее для изображения портре­ тов. На первых порах усили я А ткнина оказались напрасными: традиционная хакасская гладевая техника вышивания, вполне пригодная для орнаментальных узоров, не была пригодна для художест­ венной портретной выш ивки . Он много раз менял ткани на подрамнике, под­ бирая нужный фон, цвета вышивальной нити , но желаемых результатов добить­ ся не мог. Наконец, после многих экс­ периментов, исканий А т к н и н нашел при­ ч и н у своих неудач. Оказывается , устояв­ ш аяся традиционная хакасская гладе­ вая вышивка поглощает множество цен­ ной нити, не создавая при этом необ­ ходимой выразительности . А ткнин ре­ шительно отказался от старой техники вышивания и выработал другую , более гибкую , назвав ее «рассыпчатой» , «ак ­ тивной», «художественно-графической» и добившись лаконичности в изображе­ нии , экономичности в ш вах . А ткнин пу ­ тем комбинирования фона портрета на­ кладной шелковой аппликацией , подцве- чиванием этой накладки другой цветной тканью , как живописец на полотне крас­ ками, достигает желаемого оттенка и вы ­ разительности. В результате многолет­ него кропотливого труда в этой области искусства 1, А ткни н создал редчайшие высокохудожественные своеобразные произведения, состоящие из тончайшей шелковой ткани и ш елковых нитей. Работы Г. А . А тк н и н а имеются в му­ зеях и в частных собраниях; в Москве, и Ленинграде, в Таш кенте и Киеве, в Новосибирске и А лм а -А т е , в Абакане и Кы зиле . Многие работы А ткни н а экспо­ нируются в зарубежных музеях: в Дели, (портрет Неру), Дж акарте (портрет С у - карно), Кабуле (портрет Дауда) и др. А т к н и н выполняет портреты в крупных размерах и портреты -миниатюры, но осо­ бенно в этой серии выделяются портре­ ты русских и иностранных композито­ ров: Чайковского, Гли нки , Римского- Корсакова, Бетховена и других. В различных музеях и учреждениях хранятся портреты р усских ученых: Ло­ моносова, Мичурина. Тимирязева, Обру­ чева, а в Самаркандском музее — порт­ рет узбекского поэта, основателя узбек­ ской литературы Хам и та Алимжанова, в Киеве — портрет Тар аса Шевченко . Д ва года тому назад мне пришлось познакомиться с некоторыми новыми работами А ткнина : портреты легендар­ ны х руководителей сибирских партизан — Щетинкина и Кравченко , а также из­ вестного краеведа, исследователя Мину­ синско -Хакасского края — Мартьянова. В 19 6 1 году А ткни ным был закончен портрет командира ту вин ских партизан 1 Г. А. А т к н и н , к р о м е э т о г о , о б л а д а е т з н а ­ н и ем ж ивописи , г р аф и к и , с к у л ь п т у р ы и к н иж н о ­ оф о рм и т е л ь ск о й техники .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2