Сибирские огни, 1964, №6
ного сундучка , Гр иш а узнал много но вого и полезного. Вышивая , он слыш а л похвалу и на смешки. Иные видели в этом не м уж ское дело. Девушки -сверстницы с хит рецой в глазах ш утливо приставали к Грише « н а у чи ть » их вышивать рукави цы . Чем старше становился Гриша, тем чаще стыдливо избегал показывать свои вышивки. Мать же ласково успокаивала сына. Она говорила: мужчина может не только вышивать, но и вырезывать фи гуры из дерева, рисовать на бумаге, и все это одно и то же -— «хоосталр» (изо бражение). Однажды отец Гриш и привез из Ми нусинска газету с портретом В . И . Л е нина. Это было вскоре после граждан ской войны. О Л енине в улусе слыш али от партизан, а один комиссар рассказал, что Ленин ж ил в Ш уш е , что он еще тог да, до революции, бывал среди крестьян и хакасов... Отец перерисовал портрет на полотно, а Гр иш а красочно расшил его края хакасским узором. Этот порт рет долго висел на стене юрты, и у л у с - ники частенько заходили посмотреть на Ленина. В Минусинской ш коле Гриша увле кался рисованием. Отец раздобыл ста рую конторскую к н и г у с розовыми ли ниями, превращенную Гришей в альбом для -рисования. Вскоре в ней появилось множество рисунков из улусной жизни : девушки и парни в ярких национальных платьях, пастухи на верховой лошади, охотники с руж ьями за плечами и табун резвых лошадей, бегущих среди кур ган ных каменных стен ... В 19 30 году в Х акасию приехал ново сибирский писатель Ев г . Филиппович Иванов. Он написал кни гу о первом пе редовом колхозе «М ал -Х ад ар и » . Григо рий А ткни н проиллюстрировал ее сво ими рисунками. В Москве, куда Григория командиру ют на учебу , он поступает в сельскохо зяйственную академию имени Тимирязе ва на гидромелиоративный факультет. Но по-прежнему он жадно интересуется живописью. У вле чение было замечено преподавателями академии, и А тк н и н пе реводится в Ленинградский художест венный институт (теперь Академия ху дожеств им. Репина). Здесь он учится на скульптурном факультете , упорно ов ладевает изобразительным искусством: бывает в музеях и библиотеках. В Эр митаже и Государственном музее этно графии народов С С С Р знакомится с к о в - рами-портретами, гобеленами с различ ными сценами, и все сильнее пробуж дается в нем интерес к портретной вы шивке. А ткнин , к а к никогда, по-настоя щему оценил и бщутимо представил се бе хакасскую выш и в к у . Ем у вспомнился и портрет Ленина , неумело и спо л н е н -. ный отцом, вспомнил и обрамление, им вышитое. А тк н и н знал , что у хакасов никогда не бывали ковры и гобелены. Но, владея иглой, хорошо зная хакас скую вышивку, он твердо решил ис пользовать ее для изображения портре тов. На первых порах усили я А ткнина оказались напрасными: традиционная хакасская гладевая техника вышивания, вполне пригодная для орнаментальных узоров, не была пригодна для художест венной портретной выш ивки . Он много раз менял ткани на подрамнике, под бирая нужный фон, цвета вышивальной нити , но желаемых результатов добить ся не мог. Наконец, после многих экс периментов, исканий А т к н и н нашел при ч и н у своих неудач. Оказывается , устояв ш аяся традиционная хакасская гладе вая вышивка поглощает множество цен ной нити, не создавая при этом необ ходимой выразительности . А ткнин ре шительно отказался от старой техники вышивания и выработал другую , более гибкую , назвав ее «рассыпчатой» , «ак тивной», «художественно-графической» и добившись лаконичности в изображе нии , экономичности в ш вах . А ткнин пу тем комбинирования фона портрета на кладной шелковой аппликацией , подцве- чиванием этой накладки другой цветной тканью , как живописец на полотне крас ками, достигает желаемого оттенка и вы разительности. В результате многолет него кропотливого труда в этой области искусства 1, А ткни н создал редчайшие высокохудожественные своеобразные произведения, состоящие из тончайшей шелковой ткани и ш елковых нитей. Работы Г. А . А тк н и н а имеются в му зеях и в частных собраниях; в Москве, и Ленинграде, в Таш кенте и Киеве, в Новосибирске и А лм а -А т е , в Абакане и Кы зиле . Многие работы А ткни н а экспо нируются в зарубежных музеях: в Дели, (портрет Неру), Дж акарте (портрет С у - карно), Кабуле (портрет Дауда) и др. А т к н и н выполняет портреты в крупных размерах и портреты -миниатюры, но осо бенно в этой серии выделяются портре ты русских и иностранных композито ров: Чайковского, Гли нки , Римского- Корсакова, Бетховена и других. В различных музеях и учреждениях хранятся портреты р усских ученых: Ло моносова, Мичурина. Тимирязева, Обру чева, а в Самаркандском музее — порт рет узбекского поэта, основателя узбек ской литературы Хам и та Алимжанова, в Киеве — портрет Тар аса Шевченко . Д ва года тому назад мне пришлось познакомиться с некоторыми новыми работами А ткнина : портреты легендар ны х руководителей сибирских партизан — Щетинкина и Кравченко , а также из вестного краеведа, исследователя Мину синско -Хакасского края — Мартьянова. В 19 6 1 году А ткни ным был закончен портрет командира ту вин ских партизан 1 Г. А. А т к н и н , к р о м е э т о г о , о б л а д а е т з н а н и ем ж ивописи , г р аф и к и , с к у л ь п т у р ы и к н иж н о оф о рм и т е л ь ск о й техники .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2