Сибирские огни, 1964, №6
Это примерно то же самое, рассуждаем мы вместе с автором, как представить себе мир с другой скоростью света. Эта мысль нас убеждает, так как рас суждение сопровождалось несложными, но необходимыми расчетами. «Конечно, все это похоже на детские гадания», — предостерегает автор наше воображение, охотно поддавшееся со блазну представить непредставимое в доступных образах привычного мира. «Но все же, — продолжает он, — неко торый смысл в этих играх воображения •есть: вдруг становится ощутимо понят но, почему такие постоянные, как « С » и «Ь » , ученые торжественно называют «мировыми постоянными». А га , вот те перь все стало на свои места: сохранив представление о смысле, мы все-таки отбрасываем «материальный» образ, так легковерно построенный нашим вообра жением. Теперь м ы понимаем, почему так заботит физиков тщательное измере ние этой величины . А какова она, эта величина? Мы чувствовали бы себя ра зочарованными, если бы писатель не по казал ее. Но он показывает: 6 1 ООО ООО ООО ООО ООО ООО ООО ООО ООО э р г - с е к - « А точное — 6 ,6 2 3 7 • 10 —27 эрго секунд (энергия н а время»),— добавляет автор. Такое число испугало бы нас даже в специальном учебнике . Мы его не за помним, тем более •—■ не используем . Но здесь оно для нас важно, как завер шение мысли , к ак результат поиска, здесь мы воспринимаем его эстетически! Но — вот главны й смысл научно-худо жественной литературы ! — одновремен но оно содержит точное знание. Мы рассмотрели, как предмет, про цесс и мысль становятся образами. Но нельзя представлять себе «предметный» план научно-художественной литерату ры как механическое соединение таких образов. Единство их органично, как ор ганична связь предметов и процессов в научном поиске, связь, которая направ ляется, обобщается и осмысливается ра зумом человека, его мыслью. Образ мы сли — конечная цель авто ра, когда он показывает нам орскую яш му или та гильский мрамор, работу нерв ной клетки или физическую формулу: ведь он рисует кар тин у научного поиска, картину развития мысли. Образ мысли — пробный камень на учно-художественной литературы . Без него нельзя было бы порой отличить на учно -художественную литературу от на учно-популярной: ведь в научно-художе ственной книге мы можем встретить ме ста, внешне совершенно не отличающие ся по манере изложения от обычной по пуляризации: «Основная реакция фено лов с альдегидами бы ла открыта еще в 1 8 7 2 году. В 1909 году Бакэленд опуб ликовал сообщение, что он может при менять бакелит в тридцати четырех об ластях промышленности, а в 1 9 1 4 году в Америке стоимость всей продукции пластических масс достигла уже более 1 4 миллионов долларов» , —- пишет, на пример, Б . Агапов в очерке о полимерах (воспроизводя свою статью 19 30 года). Здесь объективная бесстрастность самой науки . Но в то же время это только один из аргументов для того, чтобы прийти к мысли: «Таким образом, первый пред рассудок, основанный на том, что п л а стические массы могут идти только на предметы роскоши, забы т» . Образ мысли, а не просто мысль, как в научно-популярной литературе, потому что в образе мысли содержится еще и идейно-эстетическая оценка этой мысли, гражданский пафос художника. * * * Научно-художественная литература — очень молодой жанр. В плане эстетиче ском его появление означает расшире ние предмета искусства : наука и техни ка становятся объектом художественно го освоения. В плане литературоведче ском — появление новых выразитель ны х средств, расширение возможностей отражения жизни. Собственные приемы и принципы этого жанра едва, лишь обозначились, еще не накоплено достаточно материала, чтоб судить о путях его развития и совершен ствования. Но уже сейчас можно уло вить интересные закономерности и в способах обобщения явлений жизни, от бора фактов действительности, свойст венных этому ж анру , и в способах со здания характеров. Любопытно обновле ние старых художественных приемов (таких, как пейзаж) и выработка совер шенно новых приемов. Интересен язык , изобилующий научным и терминами, цифрами и даже формулами. Научно-художественная литература — это не средство для приобщения к зна ниям наиболее легким путем, а искус ство, следовательно, средство формиро вания научного мировоззрения, средство развития эстетических вкусов, средство борьбы за нового человека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2