Сибирские огни, 1964, №6
ния: «Н е знаю, бывал ли читатель ко гда-либо в еловом лесу , правильно поса женном грядками: вокруг большие де ревья идут стройными рядами, и далеко далеко уходит глаз между ними ... Когда вы отступите ш аг назад ... новые ряды открываются в других направлениях; весь лес перед вами рисуется в виде странной решетки». Прием психологически оправдан: но вое всегда познается легче через срав нения. И з простого сравнения вырастает другой прием: незнакомый процесс опи сывается словами, связанными в нашем воображении с другим, знакомым про цессом. Собственно, это развернутая ме тафора: «Эта карта (карта мозга.— В . Л .) и похожа, и непохожа на обыч ную ... Здесь есть свои «п у с ты ни » и плот но заселенные центры. «Ж и те л и » одних районов коренасты и низкорослы , их со седи —- долговязы и худы . Слож ный , во многом еще неведомый мир с 1 4 милли ардами клеточного населения» (Е. Сапа- рина). Вспомните и очерк И. Халифмана о термитах — это одна большая развер н утая метафора. Важно отметить, что во всех этих слу чаях мы имеем дело с образным мышле нием. Сравнение не только позволяет дать читателю ясное и конкретное пред ставление о предмете или процессе, но и содержит авторскую тенденцию, идейно этическую оценку. В сравнении карты мозга с картой географической — ро мантизация науки, призыв к смелым ис кателям . Сравнение колонии термитов, рационально организованных и бездуш но жестоких, вредоносных насекомых, с человеческой общиной опирается на представление (пусть даже бессозна тельное: проводить прямую параллель было бы вульгаризацией) о коричневой чуме фашийма, еще так недавно пора жавшей всю Европу. А у А . Малахова («Но веллы о кам не») порой оживают камни и сами начи нают о себе говорить. А втор приглашает нас спуститься в подземные вестибюли станций московского метро, многие из которых облицованы красным тагиль ским мрамором. «Внимательно присмот ритесь к сверкающей полированной по верхности камня, и, может быть, вам удастся найти срезы небольших рако вин » . .. Вот эти раковины и говорят. Соб ственно, говорит автор, он переводит безмолвный «язы к » камня. И перед на ми оживает вечность, и гл ух ая родзем- ная борьба, и сложные геологические процессы, и труд человека, извлекшего камни из толщи земных недр и украсив шего ими свою жизнь. Камень воплощается в образ. Камень говорит. Все вещи, ставшие достоянием искусства , говорят. Говорят голосом ав тора. Поэтому нельзя не согласиться с А . Ивичем, который писал (см. сб. «Фор м улы и образы»): « З а некоторыми ис ключениями (главным образом проблем физики), ясности в изложении научной или технической темы может добиться и одаренный популяризатор. Но он по самой су ти своей задачи просветитель, а не воспитатель — в том смысле, в каком воспитателем становится кажды й хоро ший худож ник» . 8. ОБРАЗ МЫСЛИ Но сравнение или описание не всегда помогает. Они хороши для вещей пред ставимых . А как представить себе число / — 1 ? И л и как представить себе части цу , являющ уюся в то же время волной? В глубинах , куда проникла современная наука , нет привычных нам мер и гра ниц. « Т ам воображению не из чего строить привычные механические моде ли вещей и процессов» (Д. Данин). Пе ред такими фактами в бессилии останав ливается научно-популярная литерату ра: адаптируя , упрощая язы к на уки , она рискует оказаться вне науки . А научно-художественная литература оперирует образом мысли, поэтому спо собна проникнуть везде, куда проникла мысль. Дело в том, что разум все -таки никог да не работает в области чистой абстрак ции. Мнимое число V — 1 так же реаль но, как реален, например, ковер-самолет из народных сказок. Ковер-самолет воз ник из представления о полете — его подсказали птицы , — и о ковре, вещи, знакомой каждому. Творческая роль со знания проявилась лишь в том, что два идеальных , абстрагированных образа были соединены воедино. Точно так же были соединены вполне реальные мате матические понятия радикала и минус единицы. Т а к или иначе, любая на учн ая аб стракция отражает, хотя бы и в очень опосредованной форме, явления реаль ного мира. И всегда можно найти тро пинки от н е е ‘ к менее опосредованным абстракциям и в конце концов к реаль ному миру. (Конечно, для этого надо хо рошо ориентироваться «на местности».) По таким тропинкам и ведет н аш у мысль автор. «П у стим ся в нашу привы чную игру воображения, — предлагает Д . Данин, рассуждая вместе с читателем о по стоянной Планка (Ь в формуле: Е = Ь у ) . — Представим себе «другую вселен ную » , отличающуюся от нашей только тем, что там постоянная П л ан к а иная, чем у на с» . Читатель охотно станет представлять: ведь это «очень таинст венная постоянная!» В то же время это результат научного поиска П л ан ка , за которым мы с таким вниманием следили на предыдущих страницах кни ги . « ...И тамошняя Земля вращалась бы вокруг тамошнего Солнца уже совсем по другой орбите, и на нее падало бы совсем дру гое количество благодатного и злуче ния. Словом, та, «другая вселенная» , и впрямь была бы существенно другой».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2