Сибирские огни, 1964, №6

ния: «Н е знаю, бывал ли читатель ко­ гда-либо в еловом лесу , правильно поса­ женном грядками: вокруг большие де­ ревья идут стройными рядами, и далеко­ далеко уходит глаз между ними ... Когда вы отступите ш аг назад ... новые ряды открываются в других направлениях; весь лес перед вами рисуется в виде странной решетки». Прием психологически оправдан: но­ вое всегда познается легче через срав­ нения. И з простого сравнения вырастает другой прием: незнакомый процесс опи­ сывается словами, связанными в нашем воображении с другим, знакомым про­ цессом. Собственно, это развернутая ме­ тафора: «Эта карта (карта мозга.— В . Л .) и похожа, и непохожа на обыч­ ную ... Здесь есть свои «п у с ты ни » и плот­ но заселенные центры. «Ж и те л и » одних районов коренасты и низкорослы , их со­ седи —- долговязы и худы . Слож ный , во многом еще неведомый мир с 1 4 милли­ ардами клеточного населения» (Е. Сапа- рина). Вспомните и очерк И. Халифмана о термитах — это одна большая развер­ н утая метафора. Важно отметить, что во всех этих слу ­ чаях мы имеем дело с образным мышле­ нием. Сравнение не только позволяет дать читателю ясное и конкретное пред­ ставление о предмете или процессе, но и содержит авторскую тенденцию, идейно­ этическую оценку. В сравнении карты мозга с картой географической — ро­ мантизация науки, призыв к смелым ис­ кателям . Сравнение колонии термитов, рационально организованных и бездуш­ но жестоких, вредоносных насекомых, с человеческой общиной опирается на представление (пусть даже бессозна­ тельное: проводить прямую параллель было бы вульгаризацией) о коричневой чуме фашийма, еще так недавно пора­ жавшей всю Европу. А у А . Малахова («Но веллы о кам­ не») порой оживают камни и сами начи­ нают о себе говорить. А втор приглашает нас спуститься в подземные вестибюли станций московского метро, многие из которых облицованы красным тагиль­ ским мрамором. «Внимательно присмот­ ритесь к сверкающей полированной по­ верхности камня, и, может быть, вам удастся найти срезы небольших рако­ вин » . .. Вот эти раковины и говорят. Соб­ ственно, говорит автор, он переводит безмолвный «язы к » камня. И перед на­ ми оживает вечность, и гл ух ая родзем- ная борьба, и сложные геологические процессы, и труд человека, извлекшего камни из толщи земных недр и украсив ­ шего ими свою жизнь. Камень воплощается в образ. Камень говорит. Все вещи, ставшие достоянием искусства , говорят. Говорят голосом ав­ тора. Поэтому нельзя не согласиться с А . Ивичем, который писал (см. сб. «Фор ­ м улы и образы»): « З а некоторыми ис­ ключениями (главным образом проблем физики), ясности в изложении научной или технической темы может добиться и одаренный популяризатор. Но он по самой су ти своей задачи просветитель, а не воспитатель — в том смысле, в каком воспитателем становится кажды й хоро­ ший худож ник» . 8. ОБРАЗ МЫСЛИ Но сравнение или описание не всегда помогает. Они хороши для вещей пред­ ставимых . А как представить себе число / — 1 ? И л и как представить себе части ­ цу , являющ уюся в то же время волной? В глубинах , куда проникла современная наука , нет привычных нам мер и гра­ ниц. « Т ам воображению не из чего строить привычные механические моде­ ли вещей и процессов» (Д. Данин). Пе­ ред такими фактами в бессилии останав­ ливается научно-популярная литерату ­ ра: адаптируя , упрощая язы к на уки , она рискует оказаться вне науки . А научно-художественная литература оперирует образом мысли, поэтому спо­ собна проникнуть везде, куда проникла мысль. Дело в том, что разум все -таки никог­ да не работает в области чистой абстрак­ ции. Мнимое число V — 1 так же реаль­ но, как реален, например, ковер-самолет из народных сказок. Ковер-самолет воз­ ник из представления о полете — его подсказали птицы , — и о ковре, вещи, знакомой каждому. Творческая роль со­ знания проявилась лишь в том, что два идеальных , абстрагированных образа были соединены воедино. Точно так же были соединены вполне реальные мате­ матические понятия радикала и минус единицы. Т а к или иначе, любая на учн ая аб­ стракция отражает, хотя бы и в очень опосредованной форме, явления реаль­ ного мира. И всегда можно найти тро­ пинки от н е е ‘ к менее опосредованным абстракциям и в конце концов к реаль­ ному миру. (Конечно, для этого надо хо­ рошо ориентироваться «на местности».) По таким тропинкам и ведет н аш у мысль автор. «П у стим ся в нашу привы чную игру воображения, — предлагает Д . Данин, рассуждая вместе с читателем о по­ стоянной Планка (Ь в формуле: Е = Ь у ) . — Представим себе «другую вселен­ ную » , отличающуюся от нашей только тем, что там постоянная П л ан к а иная, чем у на с» . Читатель охотно станет представлять: ведь это «очень таинст­ венная постоянная!» В то же время это результат научного поиска П л ан ка , за которым мы с таким вниманием следили на предыдущих страницах кни ги . « ...И тамошняя Земля вращалась бы вокруг тамошнего Солнца уже совсем по другой орбите, и на нее падало бы совсем дру­ гое количество благодатного и злуче ­ ния. Словом, та, «другая вселенная» , и впрямь была бы существенно другой».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2