Сибирские огни, 1964, №6
человеческим законам . Но во втором случае учи ты вались не все обществен ные связи человека, а лишь те, которые определяют характер научного поиска. Это обусловлено характером выбранного конфликта. Соответственно, различным оказался принцип отбора жизненных фактов, различно построение сюжетов, композиции — изменилась вся структу ра произведения. В первом случае мы имели дело с социально -психологическим романом, во втором — с научно-художе ственной книгой. Т у т стоит сделать небольшое отступ ление. Читатель , конечно, заметил, как термину «роман» в применении к произ ведениям социально -психологическим мы все время по отношению, к научно-худо - жественной литературе противопостав- , ляем уклончивые « к н и га » , «произведе ние», в крайнем сл у чае «очерк». Разве нельзя обозначить ж анр более точно? Сами авторы порой обозначают: в под заголовке кни ги К . Керама «Боги . Гроб ницы . У че ны е » значится : «Роман архео логии». Кни га проф . А . Малахова на звана «Новеллы о камне». Но термины «роман», «новелла» обозначают истори чески сложившиеся конкретные жанры , различающиеся широтой охвата жизни, построением сюжетных линий. В на уч но-художественных произведениях мы очень редко можем встретиться с все сторонним охватом ж изни и с закончен ными сюжетными линиями. В то же вре мя выступают на первый план другие характерные чер ты : действие сосредо точено вокруг решения определенной научной или технической проблемы, х а рактеры повернуты к читателю одной стороной; уходя от решения проблемы, герои могут совсем исчезать из повест вования и заменяться другими. Это в равной степени относится и к небольшой «новелле» проф. А . Малахова, и к тол стой книге К. Керама. Видимо, мы име ем дело все-таки именно с новым ж ан ром, существующим наряду с романом, повестью, новеллой по своим законам. Но возвратимся к вопросу о сюжете. Если логика научного поиска определя ет развитие действия в научно -худо жественном жанре,, то не означает ли это сближение нашего жанра с научно - популярной литературой? Мы рассмат ривали уже научно -популярную статью А . Ш тейн гауза о бионике и видели, что там повествование начинается с выясне ния главных понятий науки , а затем сле дует их конкретизация , насыщение дан ными исследований, опытов. От просто го к сложному, от абстрактного к кон кретному — таков п у т ь изложения вся кой научной теории. Такова же логика научно -популярной литературы . И вот пример: в книге Л . Теплова «Очерки о кибернетике» порядок и зло жения таков: управление , информация, отбор из шума , обратная связь и т. д. А научный поиск нередко начинается со встречи со сложным и непонятным явле нием, которое затем начинает анализи роваться, сопоставляться, пока не обна ружатся более простые составные части. Именно мысль о необычной сложности саморегулирования внутренних процес сов в живом организме и привела уже к формулированию важнейших принципов бионики. Итак , структура научно-популярной литературы диктуется логикой изложе ния научной мысли, стр уктур а же науч но-художественной литературы опреде ляется законами развития человеческого характера, т. е. в конечном счете закона ми развития человеческого общества — как и структура художественной литера туры вообще. 7. аКАМНИ ГОВОРЯТ» Рассмотрев с тр ук т ур у «человеческо го» плана, мы должны теперь обратить ся к «предметному» п л а н у и тем самым замкнуть круг. М ы установили, что «предметный» план представляет для читателя особый интерес в научно-худо жественной литературе. Можно ли это объяснить только тем, что в нем чита тель сталкивается с новыми и интерес ными знаниями? Но, во-первых, научно художественную литературу читают и люди, знакомые с этой наукой, о кото рой рассказывает х удож ни к ,— и вовсе не с целью расширения своего кругозо ра в данном вопросе. Во-вторых, мы помним о существовании «технологиче ских» романов, рассказов и даже поэм, в которых подробно описывался произ водственный процесс, а читатель упрямо не хотел признавать их произведениями художественной литературы . Поэтому необходимо рассмотреть структуру «предметного» плана - в на уч но-художественном произведении, его связь с «человеческим» планом и его место в общей структуре произведения. Что составляет предметный план на учно-художественных произведений? Мы уже упоминали книги , посвященные ми нералогии, горному делу , бионике, меди цине, физике, химии и т. д. и Т. п. Все отрасли человеческих знаний и техники могут быть отражены в научно-художе ственной литературе. П р и этом объекты изображения условно можно подразде лить на такие группы : вещи и предметы, явления и процессы; мы сль . Как вводит ся каждая из этих гр уп п в образную ткань произведения? С вещами и процессами проще: тут у литературы богатый арсенал средств, давно выработанных искусством . Наибо лее распространенный прием — сравне ние: «Химическая си гнализация , — ч и таем мы у Ё . Сапариной , — менее со вершенна, чем нервная. Е с ли сигналы , передаваемые по нервам, можно срав нить с телеграфной связью , то второй способ напоминает «бутылочную почту» . Рассказ о кристаллической решетке А . Ферсман начинает с такого сравне
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2