Сибирские огни, 1964, №6

вятом часу вечера, шотландский врач Джемс Симпсон — его лицо сияло пол­ ной луной из забавной круглой бороды (подчеркнуто мной.— В . Л .) — впервые дал понюхать эфир женщине в момент ее уж асных невыносимых страданий». Это Поль де Крюи, и вы его, конечно, ср а зу узнали по характерному беглому портрету-детали. Помогла ли , говоря по-данински , борода Симпсона понять нам су ть его поисков? Вряд ли . А все же этот человек стал нам как-то по-особому симпатичен , и наше сочувствие к его судьбе и судьбе его работы выросло. ” Видимо, нет в природе такого закона, который бы предписывал худож нику , на­ сколько ему «усилить» или «ослабить» «человеческий» план в своем произведе­ нии. Утверждение Д . Данина оказывает­ ся ненужным каноном, соответствующим его личному опыту, но необязательным для других художников. Обязательно лиш ь старинное понятие меры , соответ­ ствия формы содержанию, которое определяется задачами и степенью та ­ лан та автора. «Человеческий» план — не просто люди, взятые отдельно, а человеческий коллектив, общество, человеческие свя­ зи, взаимоотношения. К а к же они орга­ низую тся в научно-художественном про­ изведении, как строится композиция, сюжет? 6. ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЗАКОНАМ Молодой ученый -физик О ле г Тулин прилетел в Москву. «Подобно полковод­ цу , он изучающе раглядывал город, ко­ торый ему предстояло завоевать, кото­ рый должен будет признать его и кото­ рый еще и не подозревал этого». В это время в другой части города произошла такая сцена :, «Го л и цы н взял портфель, ш ляпу и без всякого перехо­ да , тем же ворчливым голосом сказал: — Сергей Ильич , подавайте заявле­ ние на конкурс. Крылов тупо посмотрел на него: — Н у что вы у с тавили сь ? — рассер­ д и л ся Голицын .— Подавайте заявление на должность начальника лаборатории». Т а к появляются на страницах романа Д . Гранина «Иду на грозу» два его глав­ ны х героя, два типа, два полюса. Одно­ го ведет талант и удача, другого труд и терпение, но оба идут главным путем и неминуемо встречаются на переднем крае науки. Их конфликт — конфликт характеров, хотя почва, на которой вы ­ растает этот конф ликт ,— н а учны й по­ иск. Ничто не должно затенять ясности главной мысли романа, и на учн ая дея­ тельность героев показана ровно на­ столько , насколько она обусловливает раскрытие характеров. Именно логикой раскрытия характеров обусловлены сю­ жет, композиция, вся стр уктур а романа. В «Неизбежности странного мира» Д . Д ан ин а в конфликт вступаю т другие силы . Вот какой разговор слышим мы в начале кни ги : « — Хо чеш ь побывать на А л а ге зе ? - - сказал мне в Москве один литератор, из давна знавший Армению (поэтому и А р а гац он назвал его старым именем — А л а ге з ) .— Прекрасно! Это гора очаро­ ваний ... — ...и разочарований! — добавил дру ­ гой приятель , физик». Вот вам замечательная по краткости и точности программа дальнейшего из­ ложения. С одной стороны, природа, ко­ торая, по мысли Энгельса , не скрывает своих тайн , но и не раскрывает их са­ ма, — с другой, пытливая мы сль чело­ века. Вот конфликт, определяющий раз­ витие действия. Что же в таком случае будет определять сюжет, композицию произведения? Конечно, этапы самого научного поиска. Но это именно логика поиска, человеческого действия, а не ло­ гика самой научной теории. Обратив­ шись к‘ трудам по теории относительно­ сти, по квантовой механике, вы увидите совсем другой порядок изложения. А в книге Д . Данина — так, как было в са­ мой ж изни и как это увидел художник. П у т ь поиска — это неизведанное число препятствий, неожиданные тупики , каза ­ лось бы случайные встречи, дальние ма­ невры, глубокие разведки, бесплодные наступления и результативные отступ ­ ления. Э то вечный бой. Это бой с могучими силами природы, это бой против консерватизма и косно сти, бой мировоззрений. Это бой за бу­ дущее на уки , за то. что она принесет лю дям: счастье или горе. Это бой научных теорий и политических партий. Может ли художник быть бесстраст­ ным ? Казалось бы, Д. Данин имел большее право на бесстрастность, чем авторы кни г о вещах более земных: ведь «от­ крытия в мире элементарных частиц не имеют прямого касательства к практи ­ ческим нуждам человечества». Но ведь речь идет о первоосновах ма­ терии! И труд тех, кто исследует атом­ ные частицы на дубненском ускорителе, имеет огромное значение для судеб че ­ ловечества, и не только ученые наблю ­ дают за этим трудом. «Всеобщий инте­ рес к Дубне — это отражение всечело­ веческого интереса к будущему науки , ставшей такой реальной — опасной и обнадеживающей! — силой истории». Глубокое философское понимание процессов, происходящих в науке , уме; ние видеть судьбы общества за судьбой открытий помогли писателю создать страстное и подлинно партийное произ­ ведение искусства. Из сопоставления романа Д. Гранина «И д у на грозу» и книги Д. Д анина «Н е ­ избежность странного мира» (заметьте: обе кни ги — о физиках) видно, что в обоих сл у чая х структура произведений определяется человеческими отношения­ ми и связями , строится, так сказать , по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2