Сибирские огни, 1964, №6
ны приобретают самостоятельность?.. Нет, не могу допустить , чтобы ученые сознательно захотели придать неодушев ленному автомату такую самостоятель ность!» А «пафос» кни ги Б . Цывьяна « Р а с сказ о железном камне» , выпущенной Свердловским книжным издательством в 19 6 3 году, заключается в нарочитом упрощении проблем, стоящих перед ин женерами. Надо взорвать 700 ООО куби ческих метров породы? «Необычайно много. Но трудности не пугали взрывни ков». Руда примерзает к стенкам ваго на ? — Облицевать их пластмассой. Тр уд но провентилировать карьер? — Приме нить вертолет. Конечно, автору хотелось подчеркнуть си л у творческого разума человека: «Недаром в наше время сказ ки становятся былью : ковер-самолет — это Т У - 1 0 4 , волшебное зеркало — теле визор...» Но деланный энтузиазм всегда достигает обратной цели... Но вернемся к герою. В очерке И . Халифм ана « В двух ча сах от Ашхабада» («П у т и в незнаемое». Сборник второй, М ., 196 2 ) рассказыва ется о термитах. О том, кто они такие, как они живут и что из этого следует. Над головами этих насекомых не пром чались бури н а учны х споров. Автор не слишком многословен, когда заходит речь о том, откуда он почерпнул свои знания. Казалось бы, здесь нет героя, подход чисто популяризаторский. Но на чните читать. Дело не в том, что очерк начинается с описания поездки на Гя ур - ское плато. К ак только будет вскры т термитник, автор уйдет из повествова ния. Но уйдет как объект и останется как субъект. Е го описание — не логиче ское изложение сведений. Оно основано на конкретном и эмоциональном пред ставлении (ведь перед ним — вскрытый термитник): «Термит может, конечно, од ному показаться безобразным, а друго му —- похожим на жемчужное зерно с капелькой янтаря вместо головы. У на секомого действительно двойственный вид. Оно вы глядит беспомощным и в то же время устрашающим , неуклюжим и быстрым, мрачным и вместе невырази тельным». Т у т , к ак в зародыше, автор ское отношение к предмету, им описы ваемому, потом оно будет дополняться, конкретизироваться и развиваться. Весь очерк — развернутая метафора. Что-то человеческое видит автор и в рациональ ной организации колонии термитов. От с ю д а — иронические п о д з а г о л о в к и : «Портрет героя», «Детство, отрочество, юность», «З лы е забавы невидимки». Это ли логический подход, свойствен ный научно -популярным произведениям? Действительно ли безразличен здесь об раз автора? Вряд ли вы можете это у т верждать. Таким образом, «челове ч е с к и й » план — это основа, непременное условие существования научно-художественного произведения. Н а этом можно было бы остановиться и перейти к анализу других особенностей жанра , так как принципы изображения человеческих характеров здесь такие же, к ак и в других, традиционных жанрах литературы . Но неожиданно встал еще один вопрос. 5. НУЖНА ЛИ БОРОДА РАМЗАЮ? Существует ли какая -нибудь мера в изображении р азличны х сторон жизни, характера, портрета человека в научно художественной литературе ? Вопрос, ка залось бы, лишний . Тем более, что его всесторонне разобрал Д . Данин в статье «Ж аж да ясности». «Ч удачества Кавен диша объяснили необъяснимое — почему замечательно точные опы ты знаменито го лондонца остались тайной для совре менников и лишь через столетие удивили у ч е ны х ,— пишет Д . Д анин , объясняя эпизод из книги М. Бронштейна «Со л нечное вещество».— А капризы харак теров других исследователей, так же как борода Рамзая или у сы Резерфорда, не играли в истории гелия кавендишев- ской роли. И Бронштейн не дал портре тов этих гигантов'». Сам Д . Данин в твор честве свято следует этому принципу. Л иш ь однажды, дав краткий и вырази тельный портрет академика Л . Д. Л а н дау: «Все поворачивают головы к высо кому, очень худому человеку,' чей профиль неумолим, к ак клинок. Седею щие волосы над атакующ им лбом, в огромных глазах — внимательность и нетерпение»,— писатель ту т же спешит заметить в скобках: «Д е тали , пожалуй, и лишние, однако трудно не упомянуть их» . Но Е . Сапарина в кни ге «Кибернетика внутри нас» самым подробным образом описывает свои посещения лабораторий, разговоры с учеными , сотрудниками, причем далеко не всегда речь идет о био нике. Александра Б р уш тейн в очерке « У Филатова» рисует обширную картину ж изни филатовской кли ники , с портрета- ми, характерами, психологическим ана лизом. При этом в поле зрения автора попадают не только учены е , но и рядо вые работники клиники , а больше того — пациенты . И в этом большой айысл: ведь пациенты — это люди, которые на себе испытали целительную силу науки. Перед нами раскрываю тся картины че ловеческого счастья и человеческого горя, отчего наука начинает •рассматри ваться не сама по себе, а через призму человеческих судеб. Очерк не только популяризирует на уку , но и воспитывает читателя. Можно спорить о Степени мастер ства и удачи этих авторов, поэтому при дется прибегнуть к более признанному авторитету. «Наконец 1 9 января 18 4 7 года, в де
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2