Сибирские огни, 1964, №6
„3. ФИЗИКА СТАНОВИТСЯ ЛИРИКОЙ «До того, как первый булыжник , при помощи человеческих рук, мог превра титься в нож, должен был, пожалуй, пройти такой длинны й период времени, что, в сравнении с ним, знакомый нам исторический период является совершен но не зн ачительным » ,— писал Ф , Э н гельс. В I V веке н. э. впервые была ис пользована сила воды, в X — сила ветра. X I X — век паровых двигателей, а X X — электричества и атома, век космических полетов и « ум ны х » машин. Но научно - технический прогресс развивается не только, так сказать , вверх, но и вширь, что для нас особенно важно. В X I X ве ке, который мы назвали веком паровых двигателей, все -таки основная масса ра боты совершалась за счет мускульной энергии, как в средние века, как в Риме, как в Египте . А сейчас достижения н а у ки и техники преобразили труд и быт каждого человека. Даже космические по леты, благодаря радио и телевидению, стали как бы частью личного опыта для каждого из нас. «Н аука в полной мере станет произво дительной силой общества»,— записано в Программе К П С С . Достижения науки быстро и результативно сказываются на состоянии производства, и это определя ет жизнь общества в целом и каждого отдельного его члена. Став частью бытия , наука и техника стали объектом эстетического суждения, и это необходимо должно было сказать ся на искусстве . Влияние научно -техни ческого прогресса на искусство сложно и многообразно, оно явилось причиной развития некоторых качественно новых явлений в процессе эстетического освое ния действительности, а также послужи ло толчком для большого числа форма листических спекуляций (все разновид ности техницизма, абстракционизма и другие «измы»). Наиболее бесспорным и очевидным является изменение «предметного» п л а на литературы , насыщение его регалия ми нового быта. В ы почувствуете это в стихах Э . Верхарна и В . Брюсова, в ро манах М. У и л сон а , С . Льюиса и Д . Гр а нина. Но предметный план и здесь игра ет служебную , подчиненную роль. Однако временами еще и в старой ли тературе встречались книги, действие которых развертывается в таких усло виях, которые сами по себе интересуют читателя. Тогда «предметный» план при обретает самостоятельное значение. Вспо мните этнографические рассказы В . Д а ля , «Записки ружейного охотника» С . Аксакова, «Ф р е га т «П аллада» И. Го н чарова, «Д ер с у У з а л а » В . Арсеньева и т. п. г И когда последствия научно-техниче- ского прогресса стали ощутимы и значи мы для каждого, когда наука и техника привлекали к себе внимание всех, начал свое самоопределение новый жанр худо жественной литературы , жанр, в котором акцент сместился на «предметный» план, ибо содержанием этого плана были но вейшие и общеинтересные достижения науки и техники. Ж а н р , развитию кото рого действительно много способствова ли и М. Горький, и С . Маршак, и писа тели из «Нового Робинзона» . Ж анр , ко торый с легкой руки М . Горького стали называть научно-художественной лите ратурой. И это — действительно худо жественная литература , средство худо жественного познания мира. Совсем иная природа у научно-попу- лярной литературы , хотя эту разницу по рой не замечают. П р ичин а путаницы — в смещении понятий образных средств (структуры) и образного языка . А ведь различие замечается уж е в самом подхо де автора к материалу . Об этом стоит ска за ть подробней. 4. ГЛАЗАМИ ЧЕЛОВЕКА Статья А . Ш ге й н га у за «Инженер и природа» («Новый мир» , 19 6 3 , № 9) по священа проблемам бионики. «Слово «бионика» ,— пишет автор ,— образова но из древнегреческого слова «бион», что означает «ячейка ж и зн и » . Подобно био логии, бионика интересуется живой при родой. Но цель у нее совсем иная». И так далее. Автор сразу вы ступает с позиции знания, и его задача — донести эти зна ния до широкого к р у га интересующихся. Д ля такого рассказа безразлично, кто рассказывает, безразлично (за исключе- 'нием особых случаев) и как, при каких обстоятельствах эти знания получены . Здесь знания важ ны сами по себе, они объективизированы. Предпочтение отда ется наиболее ясному и точному изложе нию. А . Ш тейн га уз излагает безупречно: ярко, интересно и, заметьте, образным языком: «О казавшись в тупике, ученые и инженеры, которые в большинстве сво ем каких-нибудь три года назад смотре ли на природу так же, как студент, ос воивший дифференциальные уравне ния, на шестиклассника , корпящего над иксами ,— вдруг поняли , что у матери- природы есть чему поучиться» . Это очень хороший, впечатляющий рассказ о науке, но природа его логиче ская, не образная. Книга Елены Сапариной «Кибернети ка внутри нас» тоже посвящена пробле мам бионики. Но уж е с самой первой страницы мы замечаем принципиально иной подход к теме. Во-первых, в пове ствование сразу же входит автор как главное действующее лицо. Это, в общем, обыкновенная журна листка, которая вначале о бионике ниче го не знает (как и мы), но по -журнали стски настойчивая, способная проник нуть туда, куда других не пустят («не мешайте работать!»), умеющая ярко и 1 2 . «Сибир ски е о гни» № 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2