Сибирские огни, 1964, №6
следуют собственным теориям! Тому в истории не мало подтверждений, и одно из них — творчество самого Д. Данина . Представьте себе движение без движу щейся материи, теплоту без нагретого вещества, представьте теперь научные искания без того, кто ищет, и вы пойме те, какую ж у тк ую картину ожидает уви деть читатель, знакомый с теорией Д а нина, но впервые раскрывающий данин- скую «Неизбежность странного мира». Однако его ждет приятное разочарова ние: уже на первой странице его встре чает автор в качестве вполне конкретно го литературного героя, а затем начина ет разворачиваться целая галерея лако нично и выразительно воплощенных ха рактеров. Вот как , например, рассказывается о Вернере Гейзенберге: «Он был в ту пору ассистентом Макса Борна — <очень талантливым , но еще очень мо лодым и не очень образованным» (так писал Борн). Можно добавить: настоль ко талантливым и настолько необразо ванным, что он сам придумал для своих физических идей особый математиче ский аппарат, не зная , что такой аппа рат под именем «матричного исчисле ния» давно придуман математиками. (О домашнем изобретателе изобретенно го говорят «он придумывает велосипед». Согласитесь, что к случаю с Гейзенбер гом эта ш утка не очень подходит)». Читая дальше, вы почувствуете стре мительность и гибкость ума создателя квантовой механики , бескомпромиссную уверенность в правильности поиска, ос нованную на отличном знании научного материала, а частично — на интуиции . Вы увидите смелость, с которой он ло мает установившиеся каноны, вас тронет горячность, с которой молодой ассис тент обвиняет своего учителя в измене, когда тот находит рациональное зерно в теоретических поисках научного про тивника. А вот н а учны й противник В. Гейзен берга — Эрвин Шредингер . У че ны й ос торожный и педантичный , он всю силу своего таланта направил на сохранение установившихся представлений и при шел к созданию волновой теории микро мира, которая дополнила выводы Гей зенберга и вместе с ними легла в осно ву квантовой механики . Как говорится, если это не характеры , то что же? И если здесь нет, говоря словами Данина, «бороды Рамзая или усов Р е зерфорда», так ведь не они определяют конкретность литературного героя. Кон кретность героя •— в конкретности его «жизненной л и ни и » . По монологам Ч ац кого, чья роль определялась теми мыс лями и идеями, которые он противопо ставил дремотно - затхлому быту фаму - совской Москвы , мы можем восстано^- вить не только характер , но и внешний облик грибоедовского героя. Герой ли рической поэзии— вообще невидимка, а мы воспринимаем его как реальное ли цо. Почему же Гейзенберга или Ш ре - дингера, показанных в процессе их научг ны х исканий, мы не должны считать литературными героями? Нет, именно они, а не «подпоручик Киже» , герои книги Данина. Причем , характеры их воссозданы по тем же принципам, что и в социально -психологических романах. А может, это и есть социально-психо логический роман из жизни ученых? Нет, и разница видна очень отчетливо. «Подпоручик Киже» обращается еще од ной замечательной стороной: в книге по пуляризируется наука . Не просто пропа гандируется, как того требует Д. Данин в своей статье, а именно популяризиру ется. Как это делается, мы разберем поз же, а сейчас скаж у лиш ь , что я видел, как студенты и аспиранты -гуманитарии читали «Неизбежность странного мира» во время подготовки к экзамену по фи лософии, чтобы по лучить представление о механике микромира. Итак, характеры остались характера ми, а наука не превратилась в искания, осталась наукой. Могло ли быть иначе? Н аука и искусство говорят на разных языках. Я зы к науки — это язык логи ческих категорий, в то время как искус ство отражает мир в художественных об разах. И все-таки перед нами не механиче ская смесь науки и искусства , а искус ство, органическое единство. Значит, «кентавр» не кентавр , а наш старый знакомый — Пегас. Только его Олимп — это высоты современной научно-техниче-- ской мысли. Как ему удалось туда взобраться? 2. ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В интереснейшей статье Кирилла А нд реева в альманахе «Год тридцать седь мой» есть такие строки: « У колыбели не бывалой нигде в мире научно-художе ственной литературы стояли такие люди, как великий организатор советской куль туры Алексей Максимович Горький и за мечательный поэт, детский писатель, тео ретик и редактор С ам уил Яковлевич Маршак. Маршак в те годы стал собирать вок р у г журнала «Новы й Робинзон» и дет ского отдела Госиздата маленькую гор сточку людей, зачинателей научно-худо- жественной литературы . Первыми среди них были Борис Ж итков , М. Ильин и Виталий Бианки , начавшие работу в 1 9 2 4 году. Потом этих энтузиастов ста ло больше». Итак, по мысли К . Андреева, А . М. Горький и С . Я . М арш ак «изобрели» но вый жанр, причем сделали это не в 1 9 2 3 , не в 19 2 5 , а именно в 1 9 2 4 году. (Поче м у бы им заодно не дать такое подроб ное описание своему «изобретению»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2