Сибирские огни, 1964, №6

______________________________ ^ / ¡ т п. л у к ь я н и н ОБРАЗ СОЗИДАЮЩЕЙ МЫСЛИ (Эстетические особенности жанра научно-художественной литературы) Эварист •Галуа , гениальный матема­ тик , еще мальчиком прочитал «Начала геометрии» Адриана Мари Лежандра. «О н читал страницу за страницей, и пе­ ред ним, простое и прекрасное, как гре­ ческий храм, вставало здание геомет­ рии. Читая быстро, он видел не только частные теоремы, но их взаимосвязь, планировку целого, величие самой стр ук туры геометрии... Чтение книги Лежандра сорвало пелену и открыло ему греческий храм»1. Это не домысел беллетриста: роман о Га л уа написал ученый , выдающийся- ф и зик Леопольд Инфельд . Может быть, и вам приходилось видеть, какое на­ слаждение доставляет математику «кра ­ сивое» доказательство теоремы, «нетри­ виальное» решение задачи, «изящный» вывод формулы. В том, что нам пред­ ставляется непонятным нагромождением букв , знаков и цифр, они видят гармо­ ничное построение логических ходов, стройную конструкцию мы сли , гибкую си л у человеческого ума, драматически преодолевающего рост энтропии нежи­ вой природы. Так поэт любуется мыслью и мастерством другого поэта, так худож­ ник воспринимает работу своего собрата по искусству . Творческий труд учены х , инженеров, людей, открывающих самые сокровен­ ные тайны материи, людей, преобразую­ щих мир, — источник истинного эстети­ ческого наслаждения и эстетического пе­ реживания. Но чтобы воспринять красо­ т у этого труда, нужно понимать язык на уки и техники, нужно самому быть 1 Л . И н ф е л ь д . Э в ар и с т Г а л у а . М. «Мо­ л о д а я гв арди я» , 1958, стр . 69. В мире все, чего коснется труд , Обретает д уш у и дыханье . И. С е л ь в и н с к и й. ученым или инженером. Нужно изучить- математику , физику, химию, биологию теоретическую и техническую механику , сопротивление материалов... Впрочем,, сколько бы мы ни перечисляли, всех от­ раслей знаний не учесть. Но есть другой путь — искусство. Если справедливо, что худож нику до­ ступны любые тайники человеческой ду ­ ши, значит , он может заставить нас в з глян у ть на труд ученого глазами уче ­ ного, на труд инженера — глазами ин­ женера. Такое искусство есть, это — научно-художественная литература . 0 ней и разговор пойдет. 1. КЕНТАВР ОКАЗЫВАЕТСЯ ЛОШАДЬЮ В известной статье «Ж ажда ясности» 1 Д. Д анин называет научно-художествен­ ную ли тературу «кентавром». Он пыта ­ ется завоевать «вид на жительство» для своего «кентавра» где-то в промежутке между наукой и искусством. «Н а у чн о ­ художественная литература, — пишет он, — может стать жертвой обеих край­ ностей, и тогда она делается либо не­ научной, либо нехудожественной». Это неустойчивое положение особенно беспо­ коит писателя , но он находит опору, изобретя особый тип главного героя, своеобразного подпоручика Ниже , «фи ­ гуры не имеющего». «Понимаете , он, этот герой научно-художественной лите­ ратуры , не сама наука и не сам ученый , а ,голько(!) научные искания» . Какое счастье, что художники редко 1 «Ф о рм у лы и образы» ,. М. «С ове тски й п и с а т е л ь » , 1962.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2