Сибирские огни, 1964, №6
______________________________ ^ / ¡ т п. л у к ь я н и н ОБРАЗ СОЗИДАЮЩЕЙ МЫСЛИ (Эстетические особенности жанра научно-художественной литературы) Эварист •Галуа , гениальный матема тик , еще мальчиком прочитал «Начала геометрии» Адриана Мари Лежандра. «О н читал страницу за страницей, и пе ред ним, простое и прекрасное, как гре ческий храм, вставало здание геомет рии. Читая быстро, он видел не только частные теоремы, но их взаимосвязь, планировку целого, величие самой стр ук туры геометрии... Чтение книги Лежандра сорвало пелену и открыло ему греческий храм»1. Это не домысел беллетриста: роман о Га л уа написал ученый , выдающийся- ф и зик Леопольд Инфельд . Может быть, и вам приходилось видеть, какое на слаждение доставляет математику «кра сивое» доказательство теоремы, «нетри виальное» решение задачи, «изящный» вывод формулы. В том, что нам пред ставляется непонятным нагромождением букв , знаков и цифр, они видят гармо ничное построение логических ходов, стройную конструкцию мы сли , гибкую си л у человеческого ума, драматически преодолевающего рост энтропии нежи вой природы. Так поэт любуется мыслью и мастерством другого поэта, так худож ник воспринимает работу своего собрата по искусству . Творческий труд учены х , инженеров, людей, открывающих самые сокровен ные тайны материи, людей, преобразую щих мир, — источник истинного эстети ческого наслаждения и эстетического пе реживания. Но чтобы воспринять красо т у этого труда, нужно понимать язык на уки и техники, нужно самому быть 1 Л . И н ф е л ь д . Э в ар и с т Г а л у а . М. «Мо л о д а я гв арди я» , 1958, стр . 69. В мире все, чего коснется труд , Обретает д уш у и дыханье . И. С е л ь в и н с к и й. ученым или инженером. Нужно изучить- математику , физику, химию, биологию теоретическую и техническую механику , сопротивление материалов... Впрочем,, сколько бы мы ни перечисляли, всех от раслей знаний не учесть. Но есть другой путь — искусство. Если справедливо, что худож нику до ступны любые тайники человеческой ду ши, значит , он может заставить нас в з глян у ть на труд ученого глазами уче ного, на труд инженера — глазами ин женера. Такое искусство есть, это — научно-художественная литература . 0 ней и разговор пойдет. 1. КЕНТАВР ОКАЗЫВАЕТСЯ ЛОШАДЬЮ В известной статье «Ж ажда ясности» 1 Д. Д анин называет научно-художествен ную ли тературу «кентавром». Он пыта ется завоевать «вид на жительство» для своего «кентавра» где-то в промежутке между наукой и искусством. «Н а у чн о художественная литература, — пишет он, — может стать жертвой обеих край ностей, и тогда она делается либо не научной, либо нехудожественной». Это неустойчивое положение особенно беспо коит писателя , но он находит опору, изобретя особый тип главного героя, своеобразного подпоручика Ниже , «фи гуры не имеющего». «Понимаете , он, этот герой научно-художественной лите ратуры , не сама наука и не сам ученый , а ,голько(!) научные искания» . Какое счастье, что художники редко 1 «Ф о рм у лы и образы» ,. М. «С ове тски й п и с а т е л ь » , 1962.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2