Сибирские огни, 1964, №5
Но «Кандаурские мальчишки» — кни га о собственном детстве автора. Недо статки мастерства с лихвой искупались в ней подлинностью жизненного мате риала, непосредственностью авторских чувств, первозданной свежестью миро ощущения. Истинный писатель начи нается с умения осмысливать и обоб щать, прилагая свой талант к воспроиз ведению «посторонней» действительно сти, с овладения искусством вымысла и перевоплощения. Сумеет ли Г. Михасенко увидеть чу жую жизнь, как свою собственную? Су меет ли приблизиться к судьбам других людей, чтобы они были словно его лич ная судьба? Эти и еще многие иные во просы волновали меня, когда я взял в руки вторую книгу Г. Михасенко — по весть «В союзе с Аристотелем».1 Но чи талась страница за страницей, и вопро сы, обращенные к автору , ' отодвигались на второй . план. Думалось о героях, о серьезных и важных вопросах, поднятых писателем. Один из героев позести, студент Ар кадий Гайворонский, говорит своему брату Борьке: «Мир наш перестраивает ся. И моментально везде он не может об новиться, сменить шкуру, просто на это не хватит рук... И наша Перевалка об новляется, но она отстает, и нам нужно вытягивать ее, а не говорить, что все от лично. . Есть у нас и школа, и клуб, и больница, и магазин, многое есть, но ведь мы еще пасхи справляем, бьем де тишек, хлещем водку, богу молимся!.. Все, что плохо •— болото... Его осушать надо, а не ходить по воображаемому мо стику». В этих словах сформулирована основная проблематика повести. Автор пишет для детей и о детях. Но отнюдь не ограничивается специфически «дет скими» заботами, делами и проблемами, как это еще сплошь и рядом встречается в наших детских книгах. Он верно пони мает: детей надо воспитывать правдой, а не пытаться идти к ним «по воображае мому мостику» псевдопедагогических ог раничений. В центре внимания Г. Миха сенко — живая и сложная действитель ность пригородной Перевалки, с болота ми по окраинам, с избушками и огорода ми, со строящейся в тридцати километ рах от поселка плотиной гигантских ГЭС, с ее добрыми и злыми жителями, со всеми ее подлинными противоречия ми, — здоровой, все более крепнущей новью и обывательским «болотцем», в котором до времени еще плодится и кор мится всякая темная нечисть: воришки, сектанты, побирушки и т. п. Собственно, повести предшествуют два события, образующие «Пролог». Описание празднования пасхи. И описа ние наводнения, захватывающего боло тистую часть Перевалки. Конкретное 1 Г е н н а д и й М и х а с е н к о . В союзе с Аристотелем. Повесть, Новосибирск, кн. изд., 1963. изображение становится здесь символом. Обе главки как бы отражают и предвос хищают основной конфликт повести, зна менуют расстановку противоборствую щих сил. Благообразию и благополучию освященного столетиями «божественно го» праздника противостоит ощущение тревоги, предчувствие перемен, вызы ваемое наводнением. Юрка Гайворон ский, идущий по дворам «славить» в первой части «Пролога», спокойный, до вольный, весь какой-то «домашний», — во второй главке бежит на улицу смо треть разгулявшуюся стихию. Наблю дая, как его одноклассник Фомка Лукин с сестренкой Валей «подрабатывают» у затопленной низинки (выдают прохожим «напрокат» резиновые сапоги), он испы тывает и ощущение острого неблагопо лучия и прилив негодования. В этом со поставлении явно «прочерчиваются» два Юрки: один, не выходящий за пределы бездумного, безотчетного и безмятежно го детства, другой — сознающий себя не только свидетелем, но и участни ком большого и сложного «взрослого» мира. Юрка и его закадычный друг Валер ка Теренин — главные герои повести. И Юрка — энергичный, дотошный озорник и заводила, добрый и вместе с тем орга нически непримиримый к несправедли вости, шкурничеству, и Валерка — го раздо более спокойный, уравновешен ный, несколько рефлектирующий, роб- коватый, но честный, трудолюбиво-та лантливый подросток, — оба они нари сованы с тонким пониманием особенно стей ребячьего языка и мышления. Об разы обоих ребят подкупают той естест венной логикой развития характеров, ко торая словно бы и вовсе не зависит от произвола писателя, а подчиняется един ственному для этого случая закону худо жественности: такой-то человек в таких- то обстоятельствах может говорить и по ступать только так, не иначе. Это — важное достоинство. Но не самое глав ное. Сюжет повести развивается по линии преодоления юными героями узости «до машнего», детского мирка. И одновре менно происходит как бы встречное дви жение: границы этого замкнутого и тес ного мирка размываются натиском жиз ни. О нарастании коллизии можно су дить по названиям четырех частей кни ги. Если в первой части «жизнь течет размеренно», то во второй она «выходит из берегов», в третьей — «буйствует»,в четвертой — «продолжает буйство». Нам кажется наиболее привлекатель ным и удавшимся автору образ Юрки прежде всего потому, что автор вводит героя в буйствующую жизнь. Вводит как участника. Вводит, не лишая при этом его образ специфических черт детства: проказливости, игрового характера ми ровосприятия, определенной инфантиль ности в образе мыслей и действиях. Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2