Сибирские огни, 1964, №5
ния, продукт особой, художественно-пуб- листической обработки и — безуслов но — литературного мастерства, опыта. Отбора и художественной обработки фактов, обобщения их и мастерства не достает некоторым нашим литерато рам — журналистам. Вот путевые записки В. Гилева — «Рабочая Арктика»'. Жанр очерковый. И требования к нему соответствующие. Но говорить подробно о построении этих записок не приходится. Многочисленные перечисления, повторения — и в собы тиях, и в языке. В очерке упоминается более тридцати фамилий — капитаны, механики, зверобои, стрелки и т. д. Чуть ли не каждому дана характеристика: «Многое испытал за свою жизнь... Аксенов. Позади восемнадцать навига ций... В Аксенове остается одна замеча тельная черта, в такой степени прису щая, наверное, только ему одному. Это исключительно деловое спокойствие...» «Старший механик... Байшев. Он плава ет на Крайнем Севере уже четверть ве ка...» «Старший полярник Н. Алеев...» «Бывалый северянин Вениамин Тюлька- нов...» И так далее. В итоге все три де сятка героев — на одно лицо: все быва лые, все «многое испытали за свою жизнь» и всем свойственна черта, «при сущая только одному (!) Аксенову». Этой бедности характеристик соответ ствует и бедность языка. Для выраже ния, например, какого-то начавшегося действия у В. Гилева более чем скром ный выбор слов: «И вот — курс в Арк тику...» «И вот заполнены пресной во дой баки...» «И вот уже шлюпка тащит карбас...» А стиль стандартной информации со седствует со стилем такой же стандарт ной «лирики»: «Находясь вдали от Салехарда, вдали от Большой Земли, зверобои настойчиво выполняют свои обязательства, и в то же время они скучают по дому, по семь ям, по любимым». И вот — продолжим мы — в резуль тате два действительно важных и вер ных факта вызывают лишь улыбку. Весьма «растрепан» стиль очерков П. Кодочигова, хотя по его очеркам и рассказам уже можно судить о способно сти автора рисовать. Он умело и логич но строит сюжет, в его произведени ях есть истинно художественные де тали. Герой очерка «Дорогу осилит иду щий»2 Евстафий Ульянович Посоюзных постоянно озабочен и занят «усовершен ствованиями». То он перестраивает те лятник, то принцип «елочки» использует в автопоилке, то проектирует откормоч 1 А льм ан ах «Сибирские просторы», Тюмень, 1963 г., № 1 ( 9 ). 2 А льм ан ах «Сибирские просторы», Тюмень, 1962 г., № 1 (8). ник со съемной крышей, то ставит опыт, дабы «разоблачить» ученых, пишущих, что телят надо поить молоком, а не обра том, хотя по их же теориям «организм телят содержащиеся в молоке жиры не усваивает». Так предстает перед нами герой с новым отношением к труду. И эта новь особенно точно раскрыта де талью вроде бы незаметной — легким сопоставлением общественного с лич ным. Автор с Евстафием идут домой. В дверях сеней хозяин предупреждает: «— Осторожно! Тут у нас низко — все никак не соберусь переделать...» И этой детали доверяешь больше, чем «парадным» словам автора: «И в пере довой шеренге борцов за новое идет Е. У. Посоюзных. Смело, решительно шагает... Весь в поисках, раздумьях, в борьбе». Такое «сосуществование» дежурной риторики с нормальным языком делает очерк похожим на современный автомо биль с тележными колесами. И происхо дит это именно от упорного отношения к очерку как к «полуфабрикату». Наш краткий, далеко не исчерпываю щий обзор свидетельствует: в лучших очерках есть и сибирская новь и совре менный герой. Очеркистам есть о чем рассказать — на огромных пространст вах Сибири много значительных собы тий, удивительно интересных людей и дел. И. М о т я ш о в ЭКЗАМЕН НА ПИСАТЕЛЯ Е два ли много найдется людей, ко торым нечего рассказать о жиз ни. Опыт — большой или маленький — есть у каждого. Другое дело, что не вся кий обладает даром художнического ви дения и занимательно-живописного рас сказывания. Вот почему первая книга прозаика — это прежде всего испытание на талант. Таким испытанием' была для инженера из Братска Геннадия Миха- сенко повесть «Кандаурские мальчиш ки», впервые опубликованная в «Сибир ских огнях» в 1959 году. Отдельные из дания в Новосибирске и Москве, доста точно обширная и единодушно положи тельная пресса свидетельствовали, что экзамен прошел успешно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2