Сибирские огни, 1964, №5
педиции, где «мелочи» оборачиваются вдруг миллионами рублей. Бурение скважины обходится в десят ки тысяч. А из-за сторублевого инстру мента иногда нельзя взять керн — бу рение идет впустую. И коммунисты го ворят, что эти деньги — из государст венного кармана, их надо считать. Со брание поднимает «мелкие вопросы», а они на глазах вырастают в государствен но важные. Вот идет.речь о скважинах со слабым притоком нефти: «— Можно ли бросать такие скважи ны?.. Поработать, применить соляную кислоту, гидравлический разрыв пласта, все испытать, чтобы увеличить приток. Отворачиваться от таких скважин — это настоящая бесхозяйственность. Придут промысловики — они непременно возь мутся за них». Горький писал: «Нужна верность не фактам, а психологии фактов». От очер ков Е. Ананьева очерк И. Осипова вы годно отличается именно омысливанием, «психологией» каждого факта: почему он и что из него следует? Поэтому глав ная мысль очерка — проблемна. Ею жи вут разведчики сибирских недр. Она окончательно сформулирована в послед ней строке: «Только бы сократить ди станцию, которая отделяет разведку от промышленной разработки». На эту проблему «работают» все другие, част ные проблемы. Если знакомиться с сегодняшней З а падной Сибирью, с ее историей и новью, то можно посоветовать начать это с очерков Е. Лучинецкого. Назовем два: «В краю Полярной звезды» и «Человек идет к солнцу»1. К ним более всего при ложимо горьковское определение очерка как жанра «между исследованием и рас сказом». Путевые записки сочетаются в них с историко-географическими экскур сами, проблемы сегодняшнего дня — с ясной и дальней перспективой. Первый очерк — о сегодняшней тунд ре, второй — о строительстве железной дороги Ивдель—Обь. И в том, и в другом видна кропотливая подготовка к путе шествию, изучение истории этих мест (хотя второй очерк сделан небрежно). Он рассказывает нам — выразительно и не многословно — историю освоения тунд ры, называя имена, даты, деревни, доро ги. Собранные в его очерках сведения часто почерпнуты из старых, прошлого века, газет и географических журналов, из дневников полярников, землепроход цев. Уже в этом — несомненная цен ность очерков Е. Лучинецкого. Вместе с автором мы идем по Запо лярью, где 250* километров — это рукой подать («у нас километры короче, да в них метры длинней»), и он, разговаривая с новичком на Севере, рассказывает трудную и романтическую быль о веч 1 Новосибирск, кн . и зд . , 1962. ной войне человека с природой. Или вместе с автором мы слушаем эту быль из уст «аборигена» — рыбака из Ново го Порта. И нам уже виден весь Семен Аверкиевич — типичный русский чело век, обживший дикий край. Повестью о делах героических назвал Е. Лучинецкий большой очерк о строи телях магистрали Ивдель—Обь. Но по вести не получилось, получился очерк, ошибки которого весьма характерны для многих очерков. Материал — интересен. Интересна история тех мест, где прохо дит дорога, убедительно обоснование экономической необходимости строитель ства, любопытны многие наблюдения ав тора над людьми, некоторые «случаи»... Но многие факты-«случаи» лежат в очерке «сами по себе», без осмысления, без связи с другими фактами. Е. Лучинецкий хронологически опи сывает много событий. Все они кажутся ему одинаково интересными и значи тельными. В результате исчезает глав ная мысль, рассыпаются наметившиеся было проблемы. Верность фактам стано вится их перечислением, а правда «пси хологии фактов» пропадает. И мы уже с некоторой досадой читаем длинное опи сание таежных трудностей и бездо рожья, и с недоверием смотрим на очень уж привычную историю Саньки Векши на, которого автор встречает и в первый и в последний день своего путешест вия, — Санька словно подсунут азбукой композиции, чтобы автор смог окончить очерк. Возможно, это домысел. Право очеркиста на него теперь уже никто не отрицает. Но домысел должен быть орга нически увязан с документальностью. Только тогда этим правом можно поль зоваться. У Е. Лучинецкого докумен тальность отрывается от художественно сти — нарушается единство очерка. Именно такие очерки (интересные ма териалом, «читабельные», но небрежно написанные) чаще всего и вызывают спор: литературный это жанр или нет? Порой в редакциях газет и журналов критерий вульгарно прост: документаль но, интересно по фактам, по размеру больше 500 строк — и над корреспон денцией (действительно интересной) или над статьей (пусть даже проблемной) по является неоправданная литературная рубрика — «очерк». За этим скрывается часто неуважение к жанру, отношение к очерку, как к «полуфабрикату», или как к «разведке» на службе у «большой литературы». Но не скрупулезной документальностью су ществует очерк. Очерки В. Овечкина, В. Тендрякова, С. Залыгина, Л. Иванова, В. Солоухина, Г. Троепольского, лучшие из приведен ных здесь очерков А. Ананьева, Е. Лу чинецкого, очерк И. Осипова — все они говорят о том, что жанр этот не «полу фабрикат», не продукт первичной обра ботки фактов, а результат- их осмысле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2