Сибирские огни, 1964, №5
ки» лежат на корме «Урал». Груженый катер по пути берет на борт 12 человек из бригады Урусова. Катер осел. Пова риха Валя грузит продукты — банки, коробки, ящики. Капитан мрачнеет, но что делать? На судне нет ни одного лиш него килограмма. Вторая главка очерка сразу начинает ся Проблемой хозяйствования в тайге. Катер идет с трудом — река и речка за сорены. Леспромхозы хозяйничают на них варварски: тысячи брошенных, гнию щих стволов по берегам, полузатонув- шие бревна плывут навстречу катеру — враждебные, как торпеды. Этими топля ками постепенно устилается дно реки... Проблема вырастает до значения госу дарственной (это касается не одной-двух сибирских рек): гибнут ежегодно тысячи кубометров леса, затрудняется судоход ство и сплав, портится вода, деревянное дно закрывает нерестилища ценнейших пород рыбы. «Урай» вернулся, не сумев пройти мель, образованную затонувшим лесом. Лишь после дождя, когда поднялась во да, «башмаки» привезли на Мулымью. Буровой мастер С. Н. Урусов, депу тат Верховного Совета, ныне Герой Со циалистического Труда, говорит о про блемах не менее важных: — «Сейчас нужно ускорить разведку, подсчитать запасы, чтобы начать разра ботку... Нужно выиграть время, а мы растрачиваем его в этих проклятых бо лотах... Вот в Антарктику послали «харьковчанку». Идет она и по снегу и по болоту, как по асфальту. Есть и гру зовые автомобили с какими-то особыми широкими шинами, не погружаются они в трясину. Есть и амфибии большой гру зоподъемности — они нам тоже во как пригодились бы. Есть и вертолеты... Подцепит такой воздушный грузовик вышку и перенесет... Конечно, придет сюда эта техника... Только бы скорее двинули ее в наши края. Жаль, время уходит...» Необходимо отступление. Оно — о яв лениях, которые один мой знакомый, геофизик, назвал «возмутительным ге роизмом». Это было весной 1960 г. в Мулымье. Буровики «продырявили землю» на заданные тысячи метров. Все. Нужно переезжать на новую точку. Иногда это 10— 15 километров, иногда 50. Прихо дят обычно монтажники, дней десять <рекордный, не плановый срок) разбира ют вышку. Трактора увозят ее по ча стям на новое место. Там недели две ее монтируют... Все это долго, страшно трудоемко, опасно. Буровики поневоле «отдыхают» месяц. На моих глазах уру- совцы закончили бурение одной скважи ны за 12 дней вместо сорока. И вот — перебазировка. Тюменские разведчики и монтажники стали, где можно, перевозить вышки без демонтажа. Это я и видел: гусенич ные тележки — под платформу, растяж ки — от вышки к тракторам (с четырех сторон) и два-три трактора-тягача. Зре лище великолепное: грозно покачиваясь, стопятидесятитонная громада в 40 мет ров высотой медленно плывет по тайге; перед головным трактором пятится за дом бригадир монтажников и дирижи рует направлением и скоростью шести тракторов. Молодой кинооператор, прилетевший вместе со мной, бегал вокруг и радостно причитал: — Какие кадры! Ах, какие кадры! А? Это же ай да ну! Что делают! — и он взбирался на пенек, снимал, валился на пути у трактора и вскакивал — в теле объективе ему казалось, что сейчас его раздавит широкая гусеница. Тогда-то и сказал один из «болельщи ков» — геофизик: — Снимай, друг, снимай. Это кадры возмутительного героизма. На мой искренне недоуменный вопрос ответил: — Строил бы сейчас кто-нибудь же лезную дорогу с тачкой да лопатой, как у Некрасова, — что бы ему сказали? Растяпа. Дурак. Есть экскаваторы, буль дозеры, путеукладчики, самосвалы, а ты с лопатой. Сколько же лет ты строить будешь? Так ведь? Сейчас это было бы на грани вредительства. Вот — то же самое. — Возмутительный героизм? — Нет, эти ребята — герои, без дура ков... И главный герой — дирижер, Ми ша Вадиков. Три километра в час пятка ми вперед! И так — до конца, все 20 километров... А нужны облегченные бу ровые установки — специально для бо лот. Они в природе есть! На воздушных парадах вертолеты таскают целые дома, а?.. Героизм поневоле. И возмутитель ное безразличие где-то в управлениях министерства. Получается, как иногда с торговлей: в тундру зонтики и босонож ки, а валенки на Кавказ... О перевозке вышек без демонтажа рассказал Е. Ананьев в очерке «Под стальным парусом». Случай был еще бо лее опасный, сложный и героический: вышку целиком спустили с берега на понтоны и, буксируемая катерами, она плыла по Оби. Интересно об этом рас сказав, раскрыв напористый характер Николая Драцкого, «зубами вырвавше го» разрешение на риск, Е. Ананьев не «схватил» проблемы, которую увидел И. Осипов. Нужна добавить, что через год после опубликования очерка «Раз ведчики сибирской нефти» у буровиков Сибири появились, наконец, большегруз ные вертолеты. Отбор и обобщение фактов позволяют И. Осипову ставить проблемы, имеющие большое народнохозяйственное значе ние. .Это очень отчетливо видно в глав ке о партийном собрании Шаимской экс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2