Сибирские огни, 1964, №5

ки» лежат на корме «Урал». Груженый катер по пути берет на борт 12 человек из бригады Урусова. Катер осел. Пова­ риха Валя грузит продукты — банки, коробки, ящики. Капитан мрачнеет, но что делать? На судне нет ни одного лиш­ него килограмма. Вторая главка очерка сразу начинает­ ся Проблемой хозяйствования в тайге. Катер идет с трудом — река и речка за­ сорены. Леспромхозы хозяйничают на них варварски: тысячи брошенных, гнию­ щих стволов по берегам, полузатонув- шие бревна плывут навстречу катеру — враждебные, как торпеды. Этими топля­ ками постепенно устилается дно реки... Проблема вырастает до значения госу­ дарственной (это касается не одной-двух сибирских рек): гибнут ежегодно тысячи кубометров леса, затрудняется судоход­ ство и сплав, портится вода, деревянное дно закрывает нерестилища ценнейших пород рыбы. «Урай» вернулся, не сумев пройти мель, образованную затонувшим лесом. Лишь после дождя, когда поднялась во­ да, «башмаки» привезли на Мулымью. Буровой мастер С. Н. Урусов, депу­ тат Верховного Совета, ныне Герой Со­ циалистического Труда, говорит о про­ блемах не менее важных: — «Сейчас нужно ускорить разведку, подсчитать запасы, чтобы начать разра­ ботку... Нужно выиграть время, а мы растрачиваем его в этих проклятых бо­ лотах... Вот в Антарктику послали «харьковчанку». Идет она и по снегу и по болоту, как по асфальту. Есть и гру­ зовые автомобили с какими-то особыми широкими шинами, не погружаются они в трясину. Есть и амфибии большой гру­ зоподъемности — они нам тоже во как пригодились бы. Есть и вертолеты... Подцепит такой воздушный грузовик вышку и перенесет... Конечно, придет сюда эта техника... Только бы скорее двинули ее в наши края. Жаль, время уходит...» Необходимо отступление. Оно — о яв­ лениях, которые один мой знакомый, геофизик, назвал «возмутительным ге­ роизмом». Это было весной 1960 г. в Мулымье. Буровики «продырявили землю» на заданные тысячи метров. Все. Нужно переезжать на новую точку. Иногда это 10— 15 километров, иногда 50. Прихо­ дят обычно монтажники, дней десять <рекордный, не плановый срок) разбира­ ют вышку. Трактора увозят ее по ча­ стям на новое место. Там недели две ее монтируют... Все это долго, страшно трудоемко, опасно. Буровики поневоле «отдыхают» месяц. На моих глазах уру- совцы закончили бурение одной скважи­ ны за 12 дней вместо сорока. И вот — перебазировка. Тюменские разведчики и монтажники стали, где можно, перевозить вышки без демонтажа. Это я и видел: гусенич­ ные тележки — под платформу, растяж­ ки — от вышки к тракторам (с четырех сторон) и два-три трактора-тягача. Зре­ лище великолепное: грозно покачиваясь, стопятидесятитонная громада в 40 мет­ ров высотой медленно плывет по тайге; перед головным трактором пятится за­ дом бригадир монтажников и дирижи­ рует направлением и скоростью шести тракторов. Молодой кинооператор, прилетевший вместе со мной, бегал вокруг и радостно причитал: — Какие кадры! Ах, какие кадры! А? Это же ай да ну! Что делают! — и он взбирался на пенек, снимал, валился на пути у трактора и вскакивал — в теле­ объективе ему казалось, что сейчас его раздавит широкая гусеница. Тогда-то и сказал один из «болельщи­ ков» — геофизик: — Снимай, друг, снимай. Это кадры возмутительного героизма. На мой искренне недоуменный вопрос ответил: — Строил бы сейчас кто-нибудь же­ лезную дорогу с тачкой да лопатой, как у Некрасова, — что бы ему сказали? Растяпа. Дурак. Есть экскаваторы, буль­ дозеры, путеукладчики, самосвалы, а ты с лопатой. Сколько же лет ты строить будешь? Так ведь? Сейчас это было бы на грани вредительства. Вот — то же самое. — Возмутительный героизм? — Нет, эти ребята — герои, без дура­ ков... И главный герой — дирижер, Ми­ ша Вадиков. Три километра в час пятка­ ми вперед! И так — до конца, все 20 километров... А нужны облегченные бу­ ровые установки — специально для бо­ лот. Они в природе есть! На воздушных парадах вертолеты таскают целые дома, а?.. Героизм поневоле. И возмутитель­ ное безразличие где-то в управлениях министерства. Получается, как иногда с торговлей: в тундру зонтики и босонож­ ки, а валенки на Кавказ... О перевозке вышек без демонтажа рассказал Е. Ананьев в очерке «Под стальным парусом». Случай был еще бо­ лее опасный, сложный и героический: вышку целиком спустили с берега на понтоны и, буксируемая катерами, она плыла по Оби. Интересно об этом рас­ сказав, раскрыв напористый характер Николая Драцкого, «зубами вырвавше­ го» разрешение на риск, Е. Ананьев не «схватил» проблемы, которую увидел И. Осипов. Нужна добавить, что через год после опубликования очерка «Раз­ ведчики сибирской нефти» у буровиков Сибири появились, наконец, большегруз­ ные вертолеты. Отбор и обобщение фактов позволяют И. Осипову ставить проблемы, имеющие большое народнохозяйственное значе­ ние. .Это очень отчетливо видно в глав­ ке о партийном собрании Шаимской экс­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2