Сибирские огни, 1964, №5
Роман очень вяткинский. Он насыщен мотивами, образами, идеями, всю, жизнь волновавшими поэта. В-тридцатых годах его волнует тема интеллигенции и куль туры. Особенно судьба той части старой демократической интеллигенции, кото рая испытала на себе тлетворное воздей ствие старого мира и в решающие годы гражданской войны оказалась временно по ту сторону баррикад. Образ Неруче- ва, его страстная исповедь о муках блужданий по семи кругам буржуазного ада и радости обретенной родины — это кровоточащая правда о судьбах той ча сти интеллигенции, к которой принадле жал и сам автор. Счастье этой интелли генции сейчас в беззаветной службе на роду, в полной отдаче своих знаний, ма стерства, энергии массам ранее угнетен ных, темных людей, которые только пос ле Октября стали большими «открытыми глазами» видеть красоту мира и жадно потянулись к этой красоте, к «настояще му хлебу» искусства. Как ни драматичны отдельные судь бы, общая концепция романа радостна, здесь все пропитано верой и глубоким убеждением, что победил навсегда мир прекрасный и человечный. «Революция — союзница жизни!» — заявляет про фессор Толоконников — один из симпа тичнейших персонажей книги. Разумеется, критику 60-х годов не трудно будет заметить слабости произве дения Г. Вяткина. Его восторженность, может быть, покажется не совсем умест ной для рассказа о поре, когда впервые явственно стали слышны тяжелые шаги культа Сталина, жертвой которого, спу стя год после опубликования романа, стал сам автор. Критик, наверное, посе тует на избыток розовых красок и умильную идилличность некоторых эпи зодов. Он легко заметит, что автор хоро шо исследует душевный мир своих геро ев — интеллигентов, но часто теряет свой дар художника-психолога, когда речь заходит о людях нового общества, и тогда сложный реалистический рису нок заменяется фиксацией элементарных внешних подробностей, вроде «красных платочков», «голубых и розовых маек», «вихрастых комсомольцев». И все же критик не сможет не заме тить правду главного — историзм мыш ления художника, его честный пафос в утверждении победы революции, родст венный многим лучшим книгам тех лет. Г. Вяткин — один из организаторов литературы Сибири. Он ведет переписку с Горьким по поводу издания «Сибир ского сборника», а в 1914 году — по по ручению писателей Томска—едет в Пет роград для личных переговоров об этог издании с Алексеем Максимовичем. В начале 20-х годов он много делает для организации в Омске журнала «Искусст во», а затем журнала «Сибирь» (1925 г.). В 1925 г. сибирские литераторы вы двигают идею создания общесибирскок писательской организации. Г. Вяткин вместе с В. Зазубриным и Г. Пушкаре- вым составляют инициативную группу и отдают много энергии созыву съезда си бирских литераторов, который и состоял ся в марте 1926 года. Г. Вяткин охотно берет на себя руко водство литературными кружками, отда вая этому много сил. Воспитание «лите ратурного молодняка» он считал своим кровным делом. Немало литераторов Омска, Томска, Новосибирска выросли при тактичной помощи этого влюблен ного в слово и хорошо знавшего его тай ны мастера. «Десятки и сотни авторов. Тысяча рукописей...» — так начинается статья «Около литературы», в которой Г. Вяткин рассказывает о своем опыте редактора и литературного консуль танта. Сделанное Г. Вяткиным для литерату ры и культуры сибирского края значи тельно. Приветствуя писателя в день его 50-летия, А. М. Горький не случайно го ворил о Вяткине, как о характерном для литературной периферии литераторе, са моотверженно отдающем свой талант и энергию строительству новой культуры. «Мне хорошо известно, — писал он юби ляру, — что значит быть «культуртреге ром» в провинции русской и как много нужно иметь любви к делу, веры в него, в его смысл и личного мужества для этой прекрасной по ее значению и труд ной по условиям работы». Георгий Вяткин отдал много сил раз витию советской литературы, а лучшее из оставленного им достойно и сегодня внимания читателя. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2