Сибирские огни, 1964, №5
мне очень понравился»1. «Сказ» на столько полюбился Горькому, что он счел полезным его переиздать в-Москве и сделал по этому поводу предложение руководителю ГИЗа А. Халатову.. III Последние годы своей жизни Г. Вят- кин несколько отошел от поэзии. Он пи сал очерки, работал над романом «От крытыми глазами», много сил и энергии отдавал воспитанию литературной моло дежи, организаторской и литературно критической деятельности в сибирской периодике, главным образом, в журнале «Сибирские огни». В послеоктябрьской прозе Г. Вяткина происходят изменения, похожие на те, что мы заметили в его поэзии. Расширя ются жанровые рамки, раздвигаются те матические горизонты. В рассказах Г. Вяткина, как и во всей советской прозе, заиграл, завих рился ветер истории. Из сферы семьи их Действие выходит на улицу и площади, конфликт частный сменяется конфлик том социальным, историческим. Свою небольшую книжку, вышедшую в 1933 году, автор назвал «Вчера». Это рассказы о вчерашнем дне революции. Действие первого из них («Мишка») про исходит в дни Октября, двух последних («Волк», «Экзамен») — в первые годы нэпа. «Сегодняшнего дня революции читатель здесь не найдет» — преду преждает автор читателя в коротеньком предисловии, и тут же выражает надеж ду, что и такие его рассказы нужны. Они были действительно нужны. За по вествованиями о вчерашнем дне читатель не мог не ощутить в сборнике Г. Вятки на биения пульса современности. На материале недавнего прошлого книга отвечала на вопрос «кто — кого?» — самую жгучую проблему тридцатых го дов — проблему судеб революции. Очень разные по темам и героям но веллы пронизаны одной идеей — ут верждением прочности революционной победы, незыблемости октябрьских за воеваний. Наивное сознание маленького сироты Мишки осмысливает калейдо скоп событий семнадцатого года, как борьбу «ненастоящего» с «взаправдаш ним», как победу «родного, крепкого». Та же идея слышится в словах генераль ской дочери Тани Малышевой из расска за «Четверо»: «Папа, но ведь старое не вернется...». Победа нового изображается в расска зах сборника «Вчера» не как нечто, уже навсегда вычеркнувшее из жизни ста рое. Писатель внимателен к теме актив ных последышей старого. Актуальным для начала 30-х годов должен был быть образ белогвардейского полковни 1 Сб. «Горький и Сибирь», Новосибирск, 1961, стр. 109. ка фон Штока («Четверо»), укрывшего ся от революции на кулацком хуторе и уходящего в пустынное поле, чтобы там в одиночестве лелеять свою реставра торскую мечту упражнениями в верно подданнических приветствиях государю императору. Идея закономерности и прочности победы революции определяет построе ние сюжетов сборника «Вчера». Они, как правило, остро драматичны. В рас сказе «Волк» обреченность сил, враж дебных революции, определяется тем, что жена и сын вступают в конфликт со сво им отцом и мужем .— белогвардейским полковником-карателем, убеждаются в его волчьей, звериной сути. В рассказе «Экзамен» дочь генерала — активного контрреволюционера Нина Стэке не в состоянии преодолеть симпатии к чело веку, признающемуся ей, что он подпи сал смертный приговор ее отцу. Она втягивается в сферу новых отношений советского общества. Все это по-разному варьирует мысль о неодолимости нового. «Последним произведением Г. Вятки на был роман «Открытыми глазами»1. Во вступительной заметке к сборнику «Вчера» писатель обещал: «Рассказ о сегодняшнем дне — еще впереди». Ро ман свидетельствовал, что это не были пустые слова. Он касался самых «сиюми нутных» событий дня. Это — тридцатые годы с их «геологическими сдвигами» в жизни и сознании людей. «Ветер века» весело плещет со страниц книги. Запах распахиваемой на коллективных началах земли, голоса строителей новых заводов, больниц и парков, грохот сражений в Ис пании и ликующая медь оркестров, встречающих челюскинцев, — все это составляет исторический фон романа. И не только фон. Это входит в его сюжет, с этим связаны судьбы его героев. Каждый шаг и каждое слово героев романа соотнесены с эпохой, эпоха опре деляет строй их мыслей и чувств, прони кает в личные отношения. Она определя ет не только духовное,-но и физическое выздоровление «полураздавленного в мировой бойне» старого интеллигента Неручева, которому как нельзя более кстати оказывается климат заполярной Игарки. Она выпрямляет врача Лию Бо рисовну, которой казалось, что никогда не уйти ей от кошмара трагической гибе ли сына, зверски убитого деникинским погромщиком. Коренные преобразования 30-х годов позволяют талантливой пиа нистке Татьяне Николаевне найти свое место в большой жизни народа и прео долеть тяжелую личную драму. Свежий ветер времени затягивает кровоточащие раны вчерашней батрачки Маршевой. Это органическое слияние личного и эпохального составляет важнейшую осо бенность книги Г. Вяткина. 1 «Сибирские огни» , 1936, № 4 и 5. 12. «Сибирские огни» № 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2