Сибирские огни, 1964, №5
нувшей тогда страницы журналов и га зет. В них не слышно бряцанья оружи ем, воинственных призывов. Поэт акцен тирует внимание на страданиях, прино симых войной, он видит «каркающее во ронье», слезы и кровь. «Только пушки грохочут и ночью и днем, все губя смер тоносным огнем...» — пишет он в стихо творении «В Польше». Но дальше кон статации ужасов поэт снова не идет. Вы хода он не видит, и лирический герой поэта обращается к религии, как един ственному средству спасения от страш ной катастрофы... И Сложность мировоззрения Г. Вятки- на, ошибочный характер некоторых его взглядов сказались на восприятии поэ том событий революции и гражданской войны. Позиции писателя в эти годы оказались чуждыми революции, он очу тился временно по ту сторону барри кад. Освобождение Сибири от колчаков щины явилось для Г. Вяткина началом освобождения из плена идейных заблуж дений, началом нового этапа на его твор ческом пути. Советские годы — период наибольше го возмужания и зрелости поэта. Доок тябрьская поэзия Вяткина была ограни чена лирическими жанрами. Талант и мастерство скрашивали известное одно образие мотивов и тем его лирики. В пооктябрьские годы поэт обращает ся к сюжетному стихотворению. Он соз дает поэму «Франциск Ассизский» и «Сказ о Ермаковой походе». В эти годы он широко обращается к прозе, сначала к рассказам и очеркам, а затем к рома ну. Поэт активно преодолевает идейно политические заблуждения первых поок- тябрьских лет; он, наконец, пристал к прочному берегу, исчезла душевная су мятица, появился более определенный, четкий взгляд на жизнь. Поэма «Франциск Ассизский» — это первый выход Г. Вяткина за пределы лирики, хотя эпическое начало в ней еще весьма слабо. Излюбленные мотивы своей лирики — чувство любви ко все му живому и ненависти к аскетизму по эт на сей раз выразил не через лириче ского героя, а через героя историческо го — религиозного полуеретика начала XIII века Франциска Ассизского. Поэма почти лишена действия, событийности, вся она, по существу, состоит из двух монологов. Один произносит ученик и друг Ассизского — брат Антоний. Ас кет, он упрекает своего учителя в том, что тот предался мирским искушениям и забыл монашеские обеты. Второй — принадлежит герою. Это речь в защиту жизни, всей полноты ее проявлений, про поведь пантеистского слияния человека с миром. В ней и утверждение грешных, с точки зрения христианства, земных радостей, в частности, радости любви, и высоких радостей работы по улучшению жизни общества, и проповедь мира: Д а не льется в ж а р к и х распрях Человеческая кровь! И во всех кр а ях и стр ан ах Д а владычет справедливость ... Исторический и географический эле мент поэмы условен, он сводится к ве сеннему морскому пейзажу и несколько архаизированной лексике. Но в выборе героя сказалась характерная для Г. Вят кина первых лет после освобождения Сибири от колчаковщины тенденция к усвоению новой советской действитель ности через историческую тему. Любо пытно примечание, данное к поэме при ее публикации в журнале «Искусство» (№ 2, 1922 г.): «Франциск Ассизский — христианский коммунист XIII века. Он отвергал собственность и был другом бедняков». Трактовка Ассизского как коммуниста, пусть христианского, и дру га бедняков выражала отношение поэта к современности, его стремление при нять и понять новую действительность. В 1927 году Г. Вяткин опубликовал в журнале «Сибирские огни» одно из крупнейших своих произведений — ис торическую поэму «Сказ о Ермаковой походе». Был юбилейный год Октября. В свете десятилетнего опыта революции и ее достижений народ оглядывался на свое прошлое, стремясь осмыслить исто рические истоки великих побед. В это время появляется большое количество исторических повестей и романов, позво ливших Горькому в статье «Десять лет» отметить исключительные успехи совет ской литературы и историческом жанре. Поэму «Сказ о Ермаковой походе» сле дует отнести к числу первых удач совет ской поэзии на историческую тему. Вят кин обратился к одному из важнейших моментов истории своего края — к по ходу Ермаковой вольницы, результатом которой явилось присоединение к Рос сии необъятной Сибири. В теме этой вы разился в то же время патриотический пафос поэта. В имени Ермака для рус ской поэзии давно звучало нечто нацио нальное, связанное с понятием России, ее трудной истории. С большой ответственностью подошел Г. Вяткин к решению своего замысла. Он тщательно изучает книжные источни ки, предпринимает поездку в Тобольск/ где работает в архиве библиотеки То больского музея. Одновременно он зна комится с «ермаковскими местами» в ок рестностях исторического сибирского го рода. Разумеется, Вяткин изучает все, что есть в поэзии о Ермаке, начиная с популярной дуМы Рылеева и кончая сти хотворением никому неизвестного поэта из Томска. Эрудит, он, конечно, остает ся верным себе в историческом жанре, где знания являются важнейшим под спорьем фантазии. Но эрудиция не ло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2