Сибирские огни, 1964, №5
образы «нездешних миров», «сладостно го сна», «обманывающей мечты». Жизнелюбивый лирический герой Вяткина,- бесстрашно идущий на битву во имя грядущего и готовый отдать в этой битве свою жизнь, временами на чинает любоваться самой этой готовно стью к жертве. Он рад принять мучени ческий венец. «Полюбите же муки иска ний накануне бессмертного дня» — при зывает поэт в стихотворении «Накану не». Одно из стихотворений Г. Вяткина называется «Скорбь». И в нем поэт вос певает «сладость... мук» и декларирует свою любовь к чувству скорби: «Я люб лю свою скорбь—свое солнце—я молюсь только ей»... По признанию поэта, крити ка Достоевского, содержавшаяся в пер вом письме к нему М. Горького (1912 г.), сначала потрясла его, вызвала внутрен нее сопротивление. Но все же пришлось признать справедливость резких горь ковских слов. Вяткин «с отрадной го речью понял, что Горький прав: мисти ческую философию Достоевского необ ходимо преодолевать»1. В литературе предоктябрьской Сиби ри интересен и Г. Вяткин — прозаик. В 1917 году вышел первый сборник рас сказов Г. Вяткина «Золотые листья»2. Писателю незачем было признаваться в любви к Чехову — она слышится в каж дой фразе его книги. Очевидно его стремление к чеховскому изяществу сло ва, минорной интонации, к мягким осенним чеховским краскам. Подобно Чехову, он не ищет исключительных по ложений, интригующих сюжетов. Жизнь трудная и неладная, неустроенная, ее за боты и тревоги, надежды и падения — вот что волнует Вяткина-рассказчика. Герой его рассказов — русский трудяга- интеллигент, работающий в гуще народ ной жизни. Он тоже пришел как будто со страниц чеховских новелл. Это женщи на — земский врач Вера Петровна — героиня одноименного рассказа. Она ра ботает в глухой деревне, где приходится быть и хирургом, и дантистом, и гинеко логом. Она трудится много, но не встре чает ни сочувствия, ни поддержки. «И в конце концов чувствуешь себя бессиль ной, беспомощной и жалкой» — призна ется Вера Петровна. Это сельский учи тель Иван Егорович из рассказа «Празд ники», вопящий об ужасах тупой скот ской жизни, где нет «ни счастья, ни ра- дости, ни поэзии, ни музыки, ни науки, ни изящных и умных женщин, ни милых и чистых детей...». Это полуголодный студент в рассказе «Дневник несытого человека», хмелеющий от двух кусочков хлеба, съеденных «на тощий желудок». Он' поражен контрастами жизни, в кото ' Г. В я т к и н . Встречи и беседы . «Сибирские огни», 1936, № 8, стр. 114. 2 Г. В я т к и н . «Золотые листья» . Пб . «Огни», 1917. рой причудливо сочетаются прекрасные слова Канта о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас с уни зительной для человека тоской по тарел ке горячих щей. Было бы, однако, ошибкой считать книгу Вяткина эпигонской. Чеховская традиция находит в ряде рассказов си бирского писателя творческое продолже ние, обогащается опытом насыщенных эпохальными событиями предоктябрь ских лет. Сами эти события еще не на ходят места на страницах рассказов, но их отзвук иногда слышится здесь. Геро ем рассказа «Невеста» является девуш- ка-революционерка, отдавшая свою жизнь освободительной борьбе и умира ющая от болезни, полученной на ка торге. Вяткинская героиня уже не мечтает о живом деле, она действует и в этом смысле находится в родстве с горьков скими . женщинами-революционерками типа Маленькой («Ма-аленькая») или Евгении Максуровой («Жизнь Матвея Кожемякина»), Но Вяткин не подымается до высот горьковской правды. Обличая мещанство и скотство, преклоняясь перед подвигом героя-революционера из среды интелли генции, он не видит той реальной обще ственной силы, которая несет в себе из бавление от ужасов жизни. Отсюда и нервозные, подчас крикливо-истериче- ские интонации, явственно слышимые в протестующих воплях его героев. Тру женик — творец жизни, ее материаль ных и духовных ценностей, — фигура, еще недоступная зрению Г. Вяткина пе риода «Золотых листьев». В 1917 г. в Петрограде выходит кни га стихов Вяткина «Опечаленная ра дость». Читайте подряд все стихи основ ного раздела сборника, но не надейтесь услышать дыхание назревающих собы тий. Нельзя сказать, что в книге нет хо роших стихов, тем более отдельных сильных строк. Стихотворение «Весна в Москве», например, может быть отнесе но к самым лучшим образцам лирики Вяткина. И все же, читая стихи «Опечаленной радости», мы чувствуем, как мельчает тема поэта, как далек он от того, чтобы нащупать пульс большой жизни. Сбор ник вышел в 1917 году, в Петрограде, в городе, где назревали беспримерные в истории события, где скоро прозвучат залпы «Авроры», и горьковский Борода тый солдат уверенно войдет в гостиную Достигаевых. А. Блок слышал тогда гул времени и'предвидел «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Этих ощущений, предвидений нет в «Опеча ленной радости». Только в разделе «Из цикла «Война» помещено несколько стихотворений, свя занных с кровоточащей темой тех лет. Эти стихи выгодно отличаются от потока казенно-патриотической поэзии, захлест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2