Сибирские огни, 1964, №5
ортреты Еф. Беленький ГЕОРГИЙ ВЯТКИН До революции Георгий Андреевич Вяткин был одним из наиболее признан ных поэтов Сибири. Его стихи и расска зы печатались во многих столичных журналах — «Русская мысль», «Рус ское богатство», «Вестник Европы», «Современник» «Современный мир», в горьковской «Летописи», издавались от дельными книгами. Он был среди орга низаторов и собирателей предоктябрь ской литературы Сибири. После революции Г. Вяткин — актив ный сотрудник сибирской печати — ом ского журнала «Искусство», «Сибир ских огней» и других изданий. Г. Вяткин был одним из самых куль турных писателей Сибири, большим эру дитом, разносторонним литератором. Его перу принадлежат не только стихи, но и очерки, рассказы, роман «Открыты ми глазами». Он превосходно знал рус скую литературу, писал о Достоевском, Пушкине, о писателях-современниках. Хорошо был он осведомлен и в зарубеж ной литературе. Произведения Вяткина имели своего читателя. Об этом свидетельствует хотя бы факт выхода в 1912 году третьим из данием сборника стихов «Под северным солнцем». Характерно и то, что рассказ Вяткина «Праздник» был удостоен пре мии имени Гоголя на всероссийском ли тературном конкурсе в Москве. Творчество Г. Вяткина знал А. М. Горький. Не раз своими письмами, сове тами поддерживал он сибирского лите ратора и направлял его поэзию. До кон ца жизни следил великий писатель за творческим развитием поэта. I Начало творческого пути Г. Вяткина совпадает с началом XX века. Это было время расцвета русского декаданса, са мыми модными поэтами были символи сты. В то же время в литературе была крепка ее реалистическая сила, писали Чехов и Короленко, мощно звучал голос Льва Толстого, все новыми и новыми гранями открывалось творчество Горь кого. Молодой Г. Вяткин был влюблен в русское слово, в русских писателей. В одном из писем к Горькому он при знается в своей юношеской любви к Че хову — писателю и человеку: «Когда-то я страстно мечтал познакомиться с Чехо вым, и даже не познакомиться, а только бы увидеть его, пожать ему руку и от этого одного сделаться лучше, чище». Так же нежно полюбил он и Горького. Но и символистская поэзия имела для молодого поэта свое обаяние. Смутная, полная намеков, мистических прозрений, обнаженной музыкальности речь дурма нила сознание и влекла к себе. Г. Вят кин не сразу разобрался в сложном пе реплете литературных направлений и литературной борьбы того времени. Он жадно впитывал в себя все, что казалось талантливым. Подобно В. Брюсову, он мог бы сказать о себе, что ему дороги все цвета радуги, что и он «губами при падал ко. всем земным отравам». Г. Вяткин прежде всего — лирик, «лирик чистейшей воды», как сказал о нем П. Драверт. Лирический герой Вят кина — человек своей эпохи, ему при суще чувство неудовлетворенности су ществующим, жажда дела, неясность путей и при всем этом влюбленность в жизнь, любовь «ко всему, что живет, ко всему, что цветет на земле». Эрудит и книжник, он презирал, однако, кабинет ную мудрость, отгородившуюся от жиз ни. Одно из лучших стихотворений сбор ника «Под северным солнцем» •— «Муд рец» полно горькой иронии в адрес че ловека, искавшего «тайны мироздания» в глухой изоляции от мира и людей, веря только в «мертвую мудрость бумаг», и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2