Сибирские огни, 1964, №5

ортреты Еф. Беленький ГЕОРГИЙ ВЯТКИН До революции Георгий Андреевич Вяткин был одним из наиболее признан­ ных поэтов Сибири. Его стихи и расска­ зы печатались во многих столичных журналах — «Русская мысль», «Рус­ ское богатство», «Вестник Европы», «Современник» «Современный мир», в горьковской «Летописи», издавались от­ дельными книгами. Он был среди орга­ низаторов и собирателей предоктябрь­ ской литературы Сибири. После революции Г. Вяткин — актив­ ный сотрудник сибирской печати — ом­ ского журнала «Искусство», «Сибир­ ских огней» и других изданий. Г. Вяткин был одним из самых куль­ турных писателей Сибири, большим эру­ дитом, разносторонним литератором. Его перу принадлежат не только стихи, но и очерки, рассказы, роман «Открыты­ ми глазами». Он превосходно знал рус­ скую литературу, писал о Достоевском, Пушкине, о писателях-современниках. Хорошо был он осведомлен и в зарубеж­ ной литературе. Произведения Вяткина имели своего читателя. Об этом свидетельствует хотя бы факт выхода в 1912 году третьим из­ данием сборника стихов «Под северным солнцем». Характерно и то, что рассказ Вяткина «Праздник» был удостоен пре­ мии имени Гоголя на всероссийском ли­ тературном конкурсе в Москве. Творчество Г. Вяткина знал А. М. Горький. Не раз своими письмами, сове­ тами поддерживал он сибирского лите­ ратора и направлял его поэзию. До кон­ ца жизни следил великий писатель за творческим развитием поэта. I Начало творческого пути Г. Вяткина совпадает с началом XX века. Это было время расцвета русского декаданса, са­ мыми модными поэтами были символи­ сты. В то же время в литературе была крепка ее реалистическая сила, писали Чехов и Короленко, мощно звучал голос Льва Толстого, все новыми и новыми гранями открывалось творчество Горь­ кого. Молодой Г. Вяткин был влюблен в русское слово, в русских писателей. В одном из писем к Горькому он при­ знается в своей юношеской любви к Че­ хову — писателю и человеку: «Когда-то я страстно мечтал познакомиться с Чехо­ вым, и даже не познакомиться, а только бы увидеть его, пожать ему руку и от этого одного сделаться лучше, чище». Так же нежно полюбил он и Горького. Но и символистская поэзия имела для молодого поэта свое обаяние. Смутная, полная намеков, мистических прозрений, обнаженной музыкальности речь дурма­ нила сознание и влекла к себе. Г. Вят­ кин не сразу разобрался в сложном пе­ реплете литературных направлений и литературной борьбы того времени. Он жадно впитывал в себя все, что казалось талантливым. Подобно В. Брюсову, он мог бы сказать о себе, что ему дороги все цвета радуги, что и он «губами при­ падал ко. всем земным отравам». Г. Вяткин прежде всего — лирик, «лирик чистейшей воды», как сказал о нем П. Драверт. Лирический герой Вят­ кина — человек своей эпохи, ему при­ суще чувство неудовлетворенности су­ ществующим, жажда дела, неясность путей и при всем этом влюбленность в жизнь, любовь «ко всему, что живет, ко всему, что цветет на земле». Эрудит и книжник, он презирал, однако, кабинет­ ную мудрость, отгородившуюся от жиз­ ни. Одно из лучших стихотворений сбор­ ника «Под северным солнцем» •— «Муд­ рец» полно горькой иронии в адрес че­ ловека, искавшего «тайны мироздания» в глухой изоляции от мира и людей, веря только в «мертвую мудрость бумаг», и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2