Сибирские огни, 1964, №5

ков советует: «Жизнь свою попробуй сде­ лать чудом не на месяц, а на много лет, находи и сохраняй под спудом радость, источающую свет». Строки эти взяты из стихотворения «Антиквары», напечатан­ ного еше в 1928 году. Они являются как бы жизненной программой поэта, его ме­ рой ценности человека. Они говорят не только об уважении Сергея Маркова к людям, которые смогли свою жизнь «сделать чудом», но и о постоянном стремлении проложить свою творческую дорогу по самым важным, караванным путям истории. Они служат еще и напо­ минанием молодым людям: не пропустите жизнь мимо! Не проводите в теплом ме­ щанском уголке время своей молодости, самой действенной поры! Скоро Казахское литературное изда­ тельство выпустит в свет еще один боль­ шой труд писателя — книгу о жизни Чо- кана Валиханова, просветителя и учено­ го. Называется она «Идущие к верши­ нам». История жизни Чокана и других людей, связанных с ним общей судьбой и деятельностью, переплетается с рассказа­ ми о жизни многих народов того време­ ни, о нравах их, быте, природе. Этот труд, я думаю, будет по достоинству от­ мечен и читателями, и учеными, ибо нель­ зя молчать о человеке — певце подвигов и человеке, который сам всю жизнь дела­ ет творческий подвиг. Невероятно, но и не выдумано мной, что большой, нужный людям труд Сергея Маркова почти умалчивается критикой. • Ряд небольших рецензий типа сообщения не могут ни охарактеризовать талант пи­ сателя, поэта, ученого, ни заинтересовать читателя его творчеством. А не говорить о нем нельзя, так как это — одна из за­ мечательных страниц нашей советской литературы; и стихи Сергея Маркова, и проза, и исследования являются трибу­ ной лучших идей, которые нужны лю­ дям, это, прежде всего, бережное отно­ шение к родной земле, люди которой от самой давности передавали после себя но­ вому поколению замечательные тради­ ции. А преемственность поколений, о ней недавно упоминал и Н. С. Хрущев, со­ ставляет качество любой нации, ее гор­ дость или позор. У нас же традиции бла­ городны и человечны, и следовать им не только не плохо, но и необходимо. И не­ сомненно, что стихи Сергея Маркова должны читаться, с ними должны быть знакомы наше студенчество и слушатели народных университетов. Творчество Сергея Маркова достойно такой популяр­ ности. Многим и многим людям оно ярче бы осветило мир, принесло радость, ка:, некогда нам, школьникам, приносили ра­ дость уроки Елены Васильевны, радость общения с хорошим человеком. А ведь это е конечном счете и воспитывает одно из самых больших чувств, доступных нам,— чувство гордости своей Родиной, и не дает забыть то, что зовется людским трудом и его судьбой. Память народа... Надо всегда возрождать ее, чтобы ничто из нашего духовного чуда не было забы­ то и не воспринималось абстрактно, без сердечного трепета... ;10ДО- Т А Й Н А УЩ Е Л Ь Я А Р ЦА -БО ГД А П о запр ош лы м л е т о м у ч е ­ ны е М он гольской Н а р о д н о й Р е сп у б л и к и , г о т о в я с ь к п е р ­ вом у вы п у с к у м н о г о т о м н о г о и зд а н и я «И стори я М он го ­ лии» , п оп р о си л и с о в е т с к и х д р у з е й пом очь им . С р е ди п р и гл аш е н н ы х бы л и з в е с т ­ ны й арх ео л о г , л а у р е а т г о с у ­ д а р с тв ен н о й п р ем и и п р о ф е с ­ со р А лексей П а в л о в и ч О к ­ л адн и ко в . Группа , в с о с т а в е к о т о р о й чи сл и л и с ь с о в е т с к и е и с т о р и ­ к и О кладников , Л а р и ч е в и Волков , м он голы С э р о д ж а б и Д амдин Дорж , д в и г а л а с ь по н ап р а в л ен ию о т Ходбо-Сомо- н а к Д а л ан -Д за г ад ал у . В д р у г , ч т о в э ти х м е с т а х с л у ч а е т с я о ч е н ь редко , у д а р и л п р о л и в ­ ной дож дь . П о т е р я в в б е с ­ к он ечн ой и о д н о о б р а зн о й п у ­ с ты н е д оро гу , у ч е н ы е , н а к о ­ нец , п о п а л и н а т р о п у , к о то ­ р а я к в е ч е р у п р и в е л а и х в зам к н у т о е , г л у х о е ущ ел ь е , к о н ч а вш е е с я т у п и к о м . У тром , в ы й д я и з п а л а т к и , были п о р аж е н ы : ж е л т а я , к р а сн а я , , з е л е н а я я ш м а ф а н ­ т а с т и ч е с к о й м о з а и к о й п е р е ­ л и в а л а с ь в л у ч а х у т р е н н е ­ го с о л н ц а . П од н о г а м и — м н ож е с тво м е л к и х кам н ей . О кладни ков п о д н я л один , дру гой , т р е т и й . . . В о к р у г в н еи сч и с лим ом к о л и ч е с т в е в а л я л и с ь к а м е н н ы е оруди я , и з г о т о в л ен н ы е д е с я т к и ты ­ с я ч л е т т о м у н а з а д . — С об р ав в д в а м еш к а н аи б о л е е и н т е р е с н ы е кам н и , мы д в и н у л и с ь д а л ьш е , — всп ом и н а е т А л е к с е й П авло ­ в и ч .— К о л е с а м аш и н ы ш у р ­ ш ал и ещ е д о л го п о к ам н ям , о б р а б о т ан ны м д р е в н и м ч е ­ ловеком . Они б ы л и р а с с ы п а ­ ны н а п л ощ а д и в н е с к о л ь к о с о т к в а д р а т н ы х ки л ом е тр о в . З а 35 л е т р а б о т ы в н а у к е я ещ е н е в и д е л нич е го подоб ­ ного . И с т о р и к и п р ед п о л а г аю т , ч т о з д е с ь б ы л к а к бы е с т е с т ­ в е н н ы й с к л а д м а т е р и а л а , и з к о т о р о г о т у т ж е , н а м е с т е , и з г о т о в л я л и р у б ящ и е о р у ­ д и я — с к р е б к и , ножи , з а г о ­ то в к и . Р а б о ч и е м е с т а д р е в ­ н и х м а с т е р о в вы г л я д е л и т а к . с л о в н о о н и б р о си л и все м гн о в ен н о , н е з а к о н ч и в н а ­ ч а т ы е и з д е л и я , н е у сп ев со ­ б р а т ь з а г о т о в к и . Почему? Ч то н а п у г а л о людей? О ч еви дн о , в и н о й бы ли к а ­ ки е -то к а т а с т р о ф и ч е с к и е и з ­ м е н е н и я в к л и м а т е . Во в с я ­ ком с л у ч а е , ущ е л ь е р а с с к а ­ ж е т ещ е н е м а л о и н т е р е сн о ­ го о д а л е к о м п р ош л ом с ам о ­ бы тн о г о и м а л о и зу ч ен н о го к р а я . В. Виноградов .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2