Сибирские огни, 1964, №5
году, он пишет щемящее стихотворение «Я скоро уеду туда...». Это грустноевос- поминание о молодости, прошедшей сре ди азиатских степей и гор, но не одни воспоминания о тех местах, где проходи ли когда-то дороги пс^эта, преследуют Сергея Маркова: его до сих пор влечет этот край, «Земля драконового покоя», до двадцатого века обиженная равноду шием людей. Почему мало писано о ней? Как случилось, что одинокие курганы еще и сейчас ревниво берегут свои леген ды? Какие еще до сих пор неведомые пи сателю герои жили на этой .высушенной ветрами и солнцем земле? Стихотворение «Я скоро уеду туда...» и другие, напечатанные в сборнике «Не бесные горы», рисуют красочные карти ны прошлого Востока — земли решетча того чачвана и жестоких обычаев. Неда ром герой стихотворения «Улица Ара бов», вообразивший себе романтическую смерть от ножа старика, отца юной кра савицы, которая так и не узнала ни люб ви, ни солнца под своим темным чачва- ном, говорит: Мы сд елаем , чтоб смуглый мир не знал Великой тайны черных покрывал! Сергея Маркова изумляет и угнетает кровавая, тупая жадность («Топаз»), огра ниченность старого Востока: З ач ем я здесь любил, бродил и жил, О, пыльный сброд притонов и могил! — восклицает он в минуты горечи («Старый Туркестан»). Ему кажется смешным и не лепым испуг обывателей перед новой жизнью, которая, несмотря на сопротив ление отдельных разбойничьих азиатских банд, приходит в селения. Зато с каким восторгом пишет поэт о людях, идущих навстречу ей, наполненной незнакомыми звуками: грохотом машин, боевыми пес нями, рокотом самолета («Летчик», «Ули ца Арабов», «Глиняный рай», «Синь цзян»), Большим стихотворением «Глиняный рай», этой поэмой об обновляющемся крае, любви и горячем труде, заканчивает Сергей Марков один из циклов восточ ных стихов. Он пишет о глухих, почти нехоженых тропах и полудиких селениях. И пусть над головой поэта пока еще гли няный потолок, на твердом земляном по лу лежит кошма, а за стеной истошно воет степной шакал, жизнь уже изменила и окрестности, и людей: Я шел по заповеданным следам , Которые оставил мне Адам. Но этою дорогою в пыли, К ряхтя , четыре трактора прошли. О, брон зовы е руки на рулях! Горит з а к а т на хлопковых полях, И всюду под ногами у людей Хлопчатник , как гнездовья лебедей . В цикле «Старая степь», который вхо дит в этот же сборник, снова стихи на восточную тему, а в следующем цикле «Клинки» — гражданская война («Омск 1919», «Отступление интервентов», «Ба рон Унгерн» и др.). Так проходит перед читателем история России, история ее войн и революций, проходит год за годом жизнь самого поэта, неустанного искате ля «живого источника» светлых сил, ра зума человека. Позднее, в 1958 году, Сергей Марков, снова оглядываясь на ушедшую молодость и оценивая то, что им сделано в те годы, с удовлетворением напишет такие строки: Но верный мечте и труду, Я всюду с т ар а л с я найти И светлую соль, и руду, И к ближ н ем у морю пути. Это было главным для Сергея Марко ва, оно помогло ему найти свою тему творчества — труд больших людей, их подвиг —• тему, которая напоила влагой «земные корни» поэта, накрепко связала их с родной почвой — судьбой России. Почти каждый поэт или писатель имеет определенную тему для содержания сво их произведений, но отнюдь не у каждо го она ярко индивидуальна и особенно не часто встречаются такие, которые от пер вых строк и до конца творческой жизни остаются верны ей. Одержимая, верная любовь к тому, что однажды хорошо по нял человек и захотел рассказать об этом людям, делает его труд своеобразным и глубоким, а в кажущейся на первый взгляд односторонности и хранятся воз можности таланта, отличного от других. Этим в полной мере обладает творчество Сергея Маркова на протяжении всей пи сательской биографии: от создания рома на «Юконский ворон» и прекрасных, в большинстве своем, по мысли и звучанию стихов до научных исследований, оформ ленных в занимательные рассказы о жиз ни отдельных людей-подвижников, каки ми так богата наша Русь, редких собы тиях, не разгаданных ранее, и найденных писателем уникальных документах. Так, в 1961 году в журнале «Сибирские огни» был напечатан его «Земной круг», пора жающий широтой изображения действи тельности, редчайшими сведениями, лю бовно и кропотливо собранными писате лем. В связи с этим хочется сказать еще об одной стороне таланта Сергея Марко ва: его манера бережного, внимательного, трепетного обращения с историей, этой биографией народной жизни. Читая его книги, по-новому чувствуешь себя кров но, всеми нитями души связанным с ве ликим прошлым страны, и по-новому ду маешь о сегодняшнем веке, о том, что и в наши дни живут люди, похожие на тех, что до сих пор светят нам из глубины прошлых столетий, ощущаешь громад ность России, прожитых ею веков и от ветственность каждого за настоящий и будущий день должна, конечно, жить всегда и в каждом человеке. Сергей Мар
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2