Сибирские огни, 1964, №5
жизни не переставал восхищаться «строи телями мира», замечательными людьми разных национальностей, и оставил нам биографии Диккенса, Достоевского, Толг стого, Стендаля и других. Можно было бы долго продолжать список писателей, трудившихся над жизнеописаниями вы дающихся людей, потому что настоящий писатель, «чье имя остается в памяти на родной, никогда еще не обходил дороги истории». Обо всем этом — об Елене Васильевне, о Стефане Цвейге — я вспомнила, прочи тав книги, написанные Сергеем Николае вичем Марковым. Правда, в отличие от Цвейга, он обращает свои мысли главным образом к людям, жившим на территории нашей страны, но его творческий круго зор не менее широк, поскольку просторы нашей многонациональной страны гро мадны, а таланты —многочисленны. Действительный член Географического общества СССР, писатель и поэт, Сергей Марков еще в 1929 году выступил с пер вой книгой рассказов «Голубая ящерица» и тогда же обратил на себя внимание вид ных советских писателей, настолько не обычны и ярки были эти рассказы. Не много спустя появляются в печати новые сборники рассказов, такие, как «Араб ские часы», «Соленый колодец»; в 1946 году выходит роман «Юконский ворон» и книга «Летопись Аляски», а следом за ними — первая книга стихов Сергея Мар кова, названная «Радуга-река». Пример но к этому времени относится начало ра боты писателя над хронологической «Ти хоокеанской картотекой», уже в 1956 го ду насчитывавшей до 5 тысяч карточек. Кроме того, Сергеем Марковым написано несколько научных работ о русских зем лепроходцах и путешественниках, худо жественные биографии И. Пржевальско го и Н. Миклухо-Маклая, «Земной круг», напечатанный в журнале «Сибирские ог ни». С 1959 года'Сергей Марков снова выступает со сборниками стихов — сна чала «Золотая пчела», потом, в 1961 го ду, «Земные корни», и, наконец, в этом же году, Казахское литературное^ изда тельство выпустило сборник «Небесные горы», куда вошли лучшие стихи Сергея Маркова и в их числе так называемые «Восточные стихи». При внимательном знакомстве со всем, что принадлежит перу Сергея Маркова, становится неоспоримым, что к ая^ ая строчка его художественной прозы, сти ха и л и научного исследования подчинена единой цели — полному слиянию истории и поэзии, жизни народной и жизни само го писателя. В этом ценность его произ ведений, этим же объясняется и то, что Сергей Марков пишет только о людях большого труда, чьи усилия, в конечном счете, и заполняют новые страницы оте чественной истории — об ученых и земле проходцах, людях, любящих свою землю, революционно и пытливо мыслящих,- все они в большинстве случаев отреклись от личного благополучия ради приумно жения богатства и славы Родины. Хпала вам , покорители мечты, Творцы отваги и суровой сказки, песть. в ас скрипят могучие кресты На берегах оскаленных Аляски, — говорит о них Сергей Марков в стихотво рении «Землепроходцы». Влюбленный в родную землю, он не мог не рассказать людям о жизни Пржевальского, Миклу хо-Маклая, Загоскина, о жизни казаха Чокана Валиханова, крупного ученого и борца, доказавшего царской России, что и в среде «инородцев», как назывались тог да народы восточных окраин, могут тру диться люди большого ума. Работая над книгой о необыкновенной жизни Чокана, Сергей Марков в 1940 году написал сти хотворение, посвященное ему,— «Памяти Чокана Валиханова». Чуж ая ж и знь — безжалостней моей — Влечет меня. И что мне делать с ней? Ведь можно лиш ь рукою великана В лазор евой высокогорной мгле Куском н еф рита выбить на скале Р асск аз о гордом подвиге Чокана! То есть так, чтобы было видно всем, чтобы поразило всех, чтобы запало в сердце каждому! Это мудрое преклоне ние перед жизнью замечательных людей проходит через все творчество Сергея Маркова, а вернее сказать, составляет его" содержание. Вероятно, мало кто думает, что только слова «ура» и «салют» выражают пат риотическое чувство. Любовь к родной земле нешумлива, как -^нешумливы на стоящие стихи о ней. Любовь к родной земле — древна. Я не ошибусь, если ска жу, что мы мало вспоминаем древние ис конно русские слова и названия старо- русских поселений, хотя именно с древни ми нашими словами, с древними поселе ниями, дожившими до наших дней, часто связано и становление Руси, и мужание, и лучшие страницы неповторимой исто рии. Но каждый твердо знает, что нет и не может быть такого, чтобы человек, связанный со своей землей не только соб ственной жизнью, но и старым от тыся челетней давности национальным духом, который дремлет до времени в каждой капле его крови,— не может быть такого, чтобы человек не любил и не помнил за паха родной земли, чтобы в крутое вре мя все это целиком не захватило его серд ца и чтобы Родине не отдал он своих сил. Каждый, конечно, делает это в разной мере, но не делает этого совсем только моральный урод, а о нем не пишут хоро ших книг, не слагают стихов, не отдают ему уважения люди. И если бы не было этого древнего и великого, доступного каждому нормальному человеку чувства родной земли и национальности, то не было бы ни Ломоносова, ни Минина и По жарского, ни партизанских отрядов, во все войны очищавших от врагов русскую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2