Сибирские огни, 1964, №5
Августа АНАНЬЕВА ЗЕМНЫЕ КОРНИ ПОЭТА Я на всю жизнь запомнила свою пер вую учительницу истории. Ее звали Еленой Васильевной, а фа милиями учителей, даже любимых, мы, пятиклассники, не интересовались. Мо жет быть, это было потому, что шел тя желый военный год; каждый день на первом уроке нам рассказывали о поло жении на фронте, и мы жиля таким ко личеством громадных, обжигающих серд це событий, что все остальное, например, фамилия учительницы, выпадало из па мяти. Мы просто открыто любили Елену Васильевну, и все хорошее, что шло от нее, принимали как должное. Даже то, что летом, когда мы работали в питомни ке, помогая взрослым пропалывать посе вы, и бесчисленные рассказы Елены Ва сильевны о жизни далекого мира сильно скрашивали нам трудный, длинный, на поенный жесточайшим южным солнцем день, не вызывало у нас особой благодар ности. И как ни странно, мы очень скоро забыли о ней, потому что этим же летом Елена Васильевна уехала в свой родной, освобожденный от немцев город. Но прошли годы, и однажды, когда мы, уже студенты-старшекурсники, со брались на каникулах вместе, выясни лось, что среди других хороших людей, учивших нас, Елена Васильевна занимает первое место. Неудобно и стыдно было от того, что чувство благодарности запоз дало. И еще было очень жаль, что Еле на Васильевна рассказывала нам исто рию не нашей страны, а чужого мира — ведь и в школе, и в университете прош лое моей Родины воспринималось боль шинством слушателей только как обяза тельный учебный материал. Вероятно, в план теперь открытых народных универ ситетов'входят квалифицированные инте ресные лекции о жизни наших народов в прошлом — о великих ученых, прослав ленных путешественниках, мореплавате лях и т. д. Несомненно, что лекций о жи вописи, литературе, музыке, о новинках современной науки и техники проводится достаточно. Но вот часто ли слышат уча щиеся народных университетов об освое нии Сибирского края, много ли знают о русских героях времени татаро-монголь ского нашествия или Отечественной вой ны? Много ли знают о Петре Великом, о могучем труженике Ломоносове, о Мен делееве? И часто ли сердца их бьются сильнее, полные гордостью за жизнь со отечественников? Я говорю об этом пото му, что почти всегда о великих людях мы получали чисто академические знания, а надо бы нам знать их жизнь в быту, их привычки, манеру общения с людьми, их думы о Родине, мастерскую их творчест ва, чтобы люди эти были нам понятнее и ближе, чтобы имелось больше условий для подражания. Одним словом, нам нуж но больше книг и стихов о таких людях, так как наше расточительство к своему прошлому — неимоверно. Например, до сих пор разгаданы далеко не все подвиги революции и Отечественной войны, а эн- тузиастов-собирателей этого богатства не так уж много. Между тем должно й нуж но свято чтить каждую частицу того, что дает право благоговейно беречь свое на циональное достоинство! Лучшие люди всегда интересовались биографиями героев-подвижников и про светителей. Еще Михайло Ломоносов зна комил русскую публику с именами вид нейших заморских ученых. Образы Петра Великого и Пугачева занимали воображе ние Пушкина; Некрасов писал о декабри стах; Карамзин, по словам его современ ников, выполнил огромный «гражданский подвиг», создав «Историю государства Российского»; Гоголь тоже усиленно изу чал историю и посвятил ей блистатель ную эпическую повесть и не одну статью. Не было в стороне от видных историче ских событий и творчество Стендаля; а Стефан Цвейг до последних дней своей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2