Сибирские огни, 1964, №5

Августа АНАНЬЕВА ЗЕМНЫЕ КОРНИ ПОЭТА Я на всю жизнь запомнила свою пер­ вую учительницу истории. Ее звали Еленой Васильевной, а фа­ милиями учителей, даже любимых, мы, пятиклассники, не интересовались. Мо­ жет быть, это было потому, что шел тя­ желый военный год; каждый день на первом уроке нам рассказывали о поло­ жении на фронте, и мы жиля таким ко­ личеством громадных, обжигающих серд­ це событий, что все остальное, например, фамилия учительницы, выпадало из па­ мяти. Мы просто открыто любили Елену Васильевну, и все хорошее, что шло от нее, принимали как должное. Даже то, что летом, когда мы работали в питомни­ ке, помогая взрослым пропалывать посе­ вы, и бесчисленные рассказы Елены Ва­ сильевны о жизни далекого мира сильно скрашивали нам трудный, длинный, на­ поенный жесточайшим южным солнцем день, не вызывало у нас особой благодар­ ности. И как ни странно, мы очень скоро забыли о ней, потому что этим же летом Елена Васильевна уехала в свой родной, освобожденный от немцев город. Но прошли годы, и однажды, когда мы, уже студенты-старшекурсники, со­ брались на каникулах вместе, выясни­ лось, что среди других хороших людей, учивших нас, Елена Васильевна занимает первое место. Неудобно и стыдно было от того, что чувство благодарности запоз­ дало. И еще было очень жаль, что Еле­ на Васильевна рассказывала нам исто­ рию не нашей страны, а чужого мира — ведь и в школе, и в университете прош­ лое моей Родины воспринималось боль­ шинством слушателей только как обяза­ тельный учебный материал. Вероятно, в план теперь открытых народных универ­ ситетов'входят квалифицированные инте­ ресные лекции о жизни наших народов в прошлом — о великих ученых, прослав­ ленных путешественниках, мореплавате­ лях и т. д. Несомненно, что лекций о жи­ вописи, литературе, музыке, о новинках современной науки и техники проводится достаточно. Но вот часто ли слышат уча­ щиеся народных университетов об освое­ нии Сибирского края, много ли знают о русских героях времени татаро-монголь­ ского нашествия или Отечественной вой­ ны? Много ли знают о Петре Великом, о могучем труженике Ломоносове, о Мен­ делееве? И часто ли сердца их бьются сильнее, полные гордостью за жизнь со­ отечественников? Я говорю об этом пото­ му, что почти всегда о великих людях мы получали чисто академические знания, а надо бы нам знать их жизнь в быту, их привычки, манеру общения с людьми, их думы о Родине, мастерскую их творчест­ ва, чтобы люди эти были нам понятнее и ближе, чтобы имелось больше условий для подражания. Одним словом, нам нуж­ но больше книг и стихов о таких людях, так как наше расточительство к своему прошлому — неимоверно. Например, до сих пор разгаданы далеко не все подвиги революции и Отечественной войны, а эн- тузиастов-собирателей этого богатства не так уж много. Между тем должно й нуж­ но свято чтить каждую частицу того, что дает право благоговейно беречь свое на­ циональное достоинство! Лучшие люди всегда интересовались биографиями героев-подвижников и про­ светителей. Еще Михайло Ломоносов зна­ комил русскую публику с именами вид­ нейших заморских ученых. Образы Петра Великого и Пугачева занимали воображе­ ние Пушкина; Некрасов писал о декабри­ стах; Карамзин, по словам его современ­ ников, выполнил огромный «гражданский подвиг», создав «Историю государства Российского»; Гоголь тоже усиленно изу­ чал историю и посвятил ей блистатель­ ную эпическую повесть и не одну статью. Не было в стороне от видных историче­ ских событий и творчество Стендаля; а Стефан Цвейг до последних дней своей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2