Сибирские огни, 1964, №5
морская синева Юганской Оби, отороченная белопенной полоской набегающих на отлогий берег волн. Под описывающим огромную дугу правым берегом — вода, как расплавленное серебро, а еще дальше она отливает станиолью. Как-то непри метно меняются оттенки, и вот уже стремится к далекому мысу мутно-зеленова тая река, теряясь в лесах. Невдалеке от мыса торчит ажурная буровая вышка, голубеющая в зыбком мареве цолудня. А прямо перед тобой, от Юганской Оби справа,— четыре двухэтажных дома, выстроившихся в ряд, за ними — стена тай ги, — разметались кварталы нового поселка — большинство домиков, смахиваю щих на коттеджи, отливают белизной бревенчатых стен и ослепительной желтиз ной дощатых крыш. Улицы загромождены огромными пнями, корневищами выво роченных деревьев. В переулках стоят еще и балки, и металлические вагончики, а кое-где — палатки... Что ж, Нефтеюганск только зачинается, от роду ему нет еще и двух лет... Спустившись с вышки, иду к причалам. В знойный полдень поселок словно замирает, а здесь работы на виду. Взбуривают катера воду, подтаскивая баржи и паузки, рокочут тракторы, волоча деревянные сани с какими-то ящиками, — до рога от причалов к складам в поселке крутая, все в гору, пока не взберется на улицу имени Гагарина. Этой дорогой очень гордятся нефтеюганцы, называя ее «артерией жизни». Она, эта «артерия жизни» создана по насыпи, через километ ровую болотистую пойму, где еще недавно протекала речушка, в берегах, порос ших осокой. А до возведения насыпи и дороги первые грузы вытаскивались на плечах... У причала стоит баржа. Здесь же — юркий катерок, суетится, вспенивает воду, прижимает баржу, пока прикручивают ее толстенными канатами. Это с вы соты — вода синяя, здесь — цвета настоенного кофе. Она вспенивается из-под кормы катера, сверкает на солнце жемчужными брызгами. Над баржей уже нависает стрела крана. Змейками скользят тросы, скры ваясь в трюме. Вскоре стрела напрягается, даже, кажется, вибрирует, а из трюма выползает спутанный проволокой огромный ящик. На берегу — станки, отливаю щие свежей краской, моторы, агрегаты, ящики. Какие только города и заводы не шлют сюда, на Юганскую землю, свою продукцию! Москва, Новосибирск, Запо рожье, Тюмень, Харьков, Пенза... — По этим надписям географию можно изучать! — говорит какой-то парень, заметив, что я внимательно рассматриваю ящики с грузами. Парень, несмотря на жару, в форменной куртке речника. Из-под фуражки выбивается потная прядка рыжеватых волос. С этого корабля? — киваю на юркий катеришко. — Нет, — улыбается парень, — я разве на таких ходил! — И лезет в кар ман брезентовых брюк, мешочками вздутых на коленях. — Перекурим? Мы знакомимся. — Юра, — говорит парень. Присаживаемся на корягу у берега, закуриваем. Парень-то, оказывается, из бывалых, ходил на пароходах по всей Оби. Перегонял суда из Архангельска в Салехард, рыбачил на сейнерах, а сейчас «по сухопутному делу пошел...» Он монтажником на буровой. Сегодня же «с погрузкой прижало», — вышел на при чалы. — Что ж не плавалось? — спрашиваю. — Река не уйдет, — смеется парень. — Кораблей сколько хочешь, а Нефте юганск один!.. — И давно здесь? — Второй год. Старожил. Как приехал сюда — три улицы было, ну, причал строил. И насыпь тоже поднимал. Так что — коренной нефтеюганец. — До захода бы разгрузить, — поднимается он с коряги, — сегодня танцы в клубе... — И мой новый знакомый спешит на баржу. Гляжу ему вслед и думаю: вот и коренным жителем Нефтеюганска представ ляется человек и тем, что старожил, — гордится... А минуло с тех пор, как люди пришли к этому берегу, всего-навсего два с половиной года... Здесь шумела глухая тайга. Она подступала к самому берегу. По краю бо лота лежала лосиная дорога на водопой. Отсюда, покачивая ветвистыми рогами, лоси вплавь перебирались на противоположный берег, заросший тальниками и сочными молодыми деревцами. Изредка появлялись в этих местах ханты-охотни ки, «следили медведя». А три года тому назад в нескольких километрах от ны нешнего причала поднялась буровая вышка, которой суждено было стать первоот; крывательницей новой нефтяной структуры. Вскоре, в один из последних дней июня 1961 года, приткнулись к этому берегу катер и паузок. Накрапывал мелкий дождик. Люди внимательно рассматривали берег, болото за ним и непролазную чащу. Потом по деревянным сходням спустились с борта два Николая — буриль щик Крюков и старший дизелист Тонких, Анатолий Дежицкий, Федор Косточкин. Потоптались у самого берега, осмотрелись и, подняв воротники, п о топ али вслед за самым старшим среди них Карпом Ананьевичем Иванченко. Обошли болото 10. «С и б ир с ки е о гни » .№ 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2