Сибирские огни, 1964, №5

морская синева Юганской Оби, отороченная белопенной полоской набегающих на отлогий берег волн. Под описывающим огромную дугу правым берегом — вода, как расплавленное серебро, а еще дальше она отливает станиолью. Как-то непри­ метно меняются оттенки, и вот уже стремится к далекому мысу мутно-зеленова­ тая река, теряясь в лесах. Невдалеке от мыса торчит ажурная буровая вышка, голубеющая в зыбком мареве цолудня. А прямо перед тобой, от Юганской Оби справа,— четыре двухэтажных дома, выстроившихся в ряд, за ними — стена тай­ ги, — разметались кварталы нового поселка — большинство домиков, смахиваю­ щих на коттеджи, отливают белизной бревенчатых стен и ослепительной желтиз­ ной дощатых крыш. Улицы загромождены огромными пнями, корневищами выво­ роченных деревьев. В переулках стоят еще и балки, и металлические вагончики, а кое-где — палатки... Что ж, Нефтеюганск только зачинается, от роду ему нет еще и двух лет... Спустившись с вышки, иду к причалам. В знойный полдень поселок словно замирает, а здесь работы на виду. Взбуривают катера воду, подтаскивая баржи и паузки, рокочут тракторы, волоча деревянные сани с какими-то ящиками, — до­ рога от причалов к складам в поселке крутая, все в гору, пока не взберется на улицу имени Гагарина. Этой дорогой очень гордятся нефтеюганцы, называя ее «артерией жизни». Она, эта «артерия жизни» создана по насыпи, через километ­ ровую болотистую пойму, где еще недавно протекала речушка, в берегах, порос­ ших осокой. А до возведения насыпи и дороги первые грузы вытаскивались на плечах... У причала стоит баржа. Здесь же — юркий катерок, суетится, вспенивает воду, прижимает баржу, пока прикручивают ее толстенными канатами. Это с вы­ соты — вода синяя, здесь — цвета настоенного кофе. Она вспенивается из-под кормы катера, сверкает на солнце жемчужными брызгами. Над баржей уже нависает стрела крана. Змейками скользят тросы, скры­ ваясь в трюме. Вскоре стрела напрягается, даже, кажется, вибрирует, а из трюма выползает спутанный проволокой огромный ящик. На берегу — станки, отливаю­ щие свежей краской, моторы, агрегаты, ящики. Какие только города и заводы не шлют сюда, на Юганскую землю, свою продукцию! Москва, Новосибирск, Запо­ рожье, Тюмень, Харьков, Пенза... — По этим надписям географию можно изучать! — говорит какой-то парень, заметив, что я внимательно рассматриваю ящики с грузами. Парень, несмотря на жару, в форменной куртке речника. Из-под фуражки выбивается потная прядка рыжеватых волос. С этого корабля? — киваю на юркий катеришко. — Нет, — улыбается парень, — я разве на таких ходил! — И лезет в кар­ ман брезентовых брюк, мешочками вздутых на коленях. — Перекурим? Мы знакомимся. — Юра, — говорит парень. Присаживаемся на корягу у берега, закуриваем. Парень-то, оказывается, из бывалых, ходил на пароходах по всей Оби. Перегонял суда из Архангельска в Салехард, рыбачил на сейнерах, а сейчас «по сухопутному делу пошел...» Он монтажником на буровой. Сегодня же «с погрузкой прижало», — вышел на при­ чалы. — Что ж не плавалось? — спрашиваю. — Река не уйдет, — смеется парень. — Кораблей сколько хочешь, а Нефте­ юганск один!.. — И давно здесь? — Второй год. Старожил. Как приехал сюда — три улицы было, ну, причал строил. И насыпь тоже поднимал. Так что — коренной нефтеюганец. — До захода бы разгрузить, — поднимается он с коряги, — сегодня танцы в клубе... — И мой новый знакомый спешит на баржу. Гляжу ему вслед и думаю: вот и коренным жителем Нефтеюганска представ­ ляется человек и тем, что старожил, — гордится... А минуло с тех пор, как люди пришли к этому берегу, всего-навсего два с половиной года... Здесь шумела глухая тайга. Она подступала к самому берегу. По краю бо­ лота лежала лосиная дорога на водопой. Отсюда, покачивая ветвистыми рогами, лоси вплавь перебирались на противоположный берег, заросший тальниками и сочными молодыми деревцами. Изредка появлялись в этих местах ханты-охотни­ ки, «следили медведя». А три года тому назад в нескольких километрах от ны­ нешнего причала поднялась буровая вышка, которой суждено было стать первоот; крывательницей новой нефтяной структуры. Вскоре, в один из последних дней июня 1961 года, приткнулись к этому берегу катер и паузок. Накрапывал мелкий дождик. Люди внимательно рассматривали берег, болото за ним и непролазную чащу. Потом по деревянным сходням спустились с борта два Николая — буриль­ щик Крюков и старший дизелист Тонких, Анатолий Дежицкий, Федор Косточкин. Потоптались у самого берега, осмотрелись и, подняв воротники, п о топ али вслед за самым старшим среди них Карпом Ананьевичем Иванченко. Обошли болото 10. «С и б ир с ки е о гни » .№ 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2